Всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие. Подробнее о важности полноценного питания и соблюдении питьевого режима

Наталья Белая (Бояркина)
Всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ д/с № 28 п. Чернышевск

Тема : всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Выполнил :

Белая Н. М

инструктор по физическому воспитанию

п. Чернышевск

введение

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических и духовных качеств – одна из основных задач современного общества.

Уже не первый год на всех уровнях высказывается мнение о необходимости активизации физического воспитания подрастающего поколения. В 2005 г была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В рамках Программы приоритетным направлением определено развитие детской физкультуры и спорта. В настоящее время идет 2 этап реализации Программы. Цель и задача этапа : создание условий для приобщения к регулярным занятиям физкультурой, а также создание эффективной системы физического воспитания и развития детей .

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием и образованием, как впервые 6 лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного развития личности .

Выдающийся В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность в знаниях, вера в свои силы.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности , его ценностей, ориентации в окружающем мире.

Педагогами и психологами (Л. С. Выготский, А. Валлон, М. М. Кольцова) установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи , мышлением.

У многих детей дошкольного возраста неустойчивое внимание, что обуславливает процесс памяти, слабо происходит процесс развития речевого дыхания . Часто отсутствует правильная артикуляция, сила голоса, выразительность, ритм голоса, практически не развито чувство темпа речи .

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребенка . Существует наличие тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г. А. Казанцева 1993г, В. А. Баландин 2000г, Н. И. Дворкина 2002 г)

В настоящее время остро стоит задача осмысления особенностей психического развития современных детей , в частности, их эмоциональной устойчивости, обеспечивающей положительные результаты общения, обучения и социализации. Эмоционально устойчивый человек продуктивен и успешен.

Физическое и психическое здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы , дарований и природных способностей. Особенно важно подчеркнуть, что физическое воспитание – это не только развитие двигательного аппарата и физических качеств , это еще и средство способствующее развитию всех областей головного мозга ребенка . В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения дошкольника к обществу, к людям, к самому себе. Двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность. Наблюдается зависимость между состоянием психомоторного развития и проявление трудностей в эмоциональном, коммуникативном развитии детей . Выполняя свои специфические функции, физическое развитие объективно связано с такими приоритетными направлениями как умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В связи с этим целью моего исследования было - определение возможностей физической культуры , как средства всестороннего развития личности ребенка-дошкольника .

Объектом исследования является : процесс физического воспитания

Предметом : разделы программы «Детство» и вытекающие из них

образовательные и воспитательные задачи

Первые шаги в математику

Развитие речи

Театрализованная деятельность

Экология-ребенок и мир природы

Социально-эмоциональное развитие

Гипотеза : предположим, что физическое воспитание , несет в себе функцию всестороннего развития личности ребенка .

Задачи :

Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме (разделы программы «Детство» )

Определить взаимосвязь физического воспитания с воспитательно-образовательными задачами Программы и возможностью их решения

Изучить имеющийся опыта внедрения воспитательно - образовательных задач в процесс физического воспитания .

Методы :

Анализ литературы

Изучение опыта

Наблюдение

Диагностическое исследование

одержание

Введение

1. Разделы программы «Детство»

2. Воспитательно-образовательные задачи разделов Программы реализуемые в процессе физического воспитания

3. Роль подвижных игр во всестороннем развитии личности ребенка .

Заключение

Литература

Приложение

разработки речетативов, элементов психогимнастики, дыхательных упражнений, релаксаций, мимических упражнений

примерные проекты

диагностика-экспертиза

1. Образовательные разделы программы «Детство»

1 Первые шаги в математику

2. Развитие речи

3. Театрализованная деятельность

4. Экология- ребенок и мир природы

5. Социально-эмоциональное развитие

2. Воспитательно-образовательные задачи решаемые в процессе физического воспитания

Первые шаги в математику :

Ориентировка в пространстве и выделение пространственных отношений;

количественный и порядковый счет и номер;

определение равенства и неравенства предметов по конкретному признаку (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, тонкий-толстый) ;

различие геометрических фигур и правильное их название;

построение на группы по 2, по 3;

воспроизведение хлопков, движений на слух

Развитие речи :

Развитие темпа , ритма, тембра и интенсивности речи;

улучшение артикуляции;

профилактика различных нарушений звуковой культуры речи;

формирование художественно-речевых исполнительских умений;

развитие связной , монологической и выразительной речи.

Театрализованная деятельность :

развитие творческого воображения и фантазии;

имитация, импровизация и выразительность движений;

способность передавать через движение эмоциональное состояние;

способность входить в воображаемую ситуацию;

развитие жестов мимики и пантомимики;

воспитание эстетических чувств

Экология- ребенок и мир природы

усвоение основ экологической безопасности;

названия обитателей растительного и животного мира;

через движение , создание собственного образа к изображаемому персонажу;

развитие эстетических чувств .

валеологические основы :развитие интереса к активной двигательной деятельности;

привитие навыков здорового образа жизни;(профилактика и устранения вредных привычек

повышение резервных возможностей организма (сопротивляемость и закалка) .

воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

воспитание привычек личной гигиены ;

Социально-эмоциональное развитие

Самооценка собственного «Я» ;

воспитание морально-волевых качеств : доброжелательность, взаимопонимание, целеустремленность, честность, уравновешенность;

воспитание взаимопомощи и умения объединяться;

развитие коммуникативных способностей и воспитание толерантности;

развитие волевых навыков и преодоление трудностей

умственное и нравственное воспитание;

трудовое воспитание : старательное и аккуратное выполнение поручений, бережное отношение к предметам и оборудованию, уборка и расстановка физкультурных пособий;

Из опыта работы

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется не только здоровье, но и осуществляется всестороннее развитие личности .

Я работаю в ДОУ руководителем по физической культуре . До этого работала много лет воспитателем и поэтому хорошо знаю психофизиологические особенности ребенка-дошкольника . В процессе своей работы приходилось заниматься самообразованием и перечитывать большое количество разных методик, программ и технологий из которых почерпнула много нового и интересного. Пришла к определенному выводу, что физическое воспитание не должно сводиться только к мускулатурной деятельности. Особенно меня заинтересовала «Программа педагогики –оздоровления» под редакцией В. Кудрявцева. Действительно, двигательная деятельность является чудесной основой для других видов учебно-воспитательной работы. А совершенствование старых и создание новых организационно-методических подходов (традиционных и нетрадиционных) позволило обеспечить улучшению результатов в воспитании и образовании.

В процессе исследования своей педагогической работы, в должности инструктора по физкультуре, с новой точки зрения проанализировала всю двигательную деятельность детей. Пришла к выводу, что с введением в физкультурно-оздоровительную работу с детьми, новых методик и технологий, появилась возможность решать сопутствующие задачи образовательного и воспитательного характера. Такие как : первые шаги в математику, развитие речи , театрализованная деятельность, экология, валеология, социально-эмоциональное развитие .

Математика и физическая культура… Казалось бы, ну никаких параллелей здесь провести невозможно, но на деле совсем не так. Уже на первых этапах обучения ребенка ходьбе прослеживаются и первые результаты. Например, ходьба под счет 1,2-3,4. И если обратить глубокое внимание на программные требования по физическому воспитанию , то можно проследить каким образом решаются задачи математики в разных видах движений.

ходьба с ориентировкой в заданном направлении (диагональ, середина зала, «змейка»

ходьба со счетом «10 шагов на носках, 8 шагов на пятках» ;

ходьба с заданием «изобрази части суток» ;

ходьба под речетативы «раз шажок и два шажок, левый-правый сапожок» ;

различные перестроения и построения по 3, по 2, «парами» , в «круг» ;

расчеты на 1-2;

повороты на право, налево;

прыжки с заданием через «низкую скамейку» , через «высокую» скамейку;

прыжки, наклоны. повороты, упражнения для рук и ног по названному числу или показанной цифре;

шаги и прыжки на один больше или на один меньше

прыжки с поворотами на 900- 1800

Можно давать детям упражнения на познание величины предметов и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор

Например, детям предлагаем пройти по «широкой-узкой» , «короткой-длиной» дорожке. Перешагнуть через «широкий» , «узкий» ручеек. Дети анализируют, где удобней шагать. Пробежать «медленно-быстро» .

Дать задание на бросание, ловлю и метание мячей и различных предметов . Брось дальше, выше или в указанном направлении. Попутно определить какой формы мяч и его свойства.

В организации различных игр-эстафет ребенку предлагаем определить количество предметов, провести группировку по форме, либо сравнить предметы по величине. Например, каждому участнику команды по очереди надо допрыгать на правой ноге до обруча, положить в него 5 маленьких кубов и 3 больших, или из разложенных геометрических фигур убрать лишние. Раздать детям карточки с геометрическими фигурами и построиться в группы «квадраты» , «треугольники» , «круги» -чья группа самая быстрая. Сделала карточки с геометрическими фигурами, дети получают задание в зависимости от изображенной фигуры : «квадрат» -шагают, «круг» -прыгают, «треугольник» -приседают. Интерьер нашего физкультурного зала мы оформили различными геометрическими фигурами. Разрисовали пол и стены квадратами, кругами, треугольниками разных цветов и размеров. Обучая детей различным видам ходьбы и бега , предлагаю ориентироваться по геометрическим фигурам : «шагаем до квадрата, поворот у треугольника» . Даю задания на развитие глазомера «попади мячом в круг, квадрат, треугольник» .

Для снятия напряжения и усталости у детей, применяю различные виды упражнений с воспроизведением хлопков, движений на слух. Например, предлагаю поиграть в «капельки дождя» - дети хлопают в ладоши в соответствии с текстом :

«Начался дождь и упала одна капля -1 хлопок

Упало 2 капли - 2 хлопка

Упало 3 капли – 3 хлопка

и так до 5 или 10 капель, затем обратный счет

«Дождь заканчивается – упало 5 капель-5 хлопков

Упало 4 капли- 4 хлопка» и т. д.

Упражнения для мелкой моторики рук содержат математический счет :

(дети складывают ладони, отбивают хлопки пальцами, прижимая нижнюю части ладони плотно друг к другу : 1,2,3,4 кто живет у нас в квартире? 1,2,3,4,5 всех могу пересчитать-пальцы прижимают и хлопают ладонями «папа, мама, брат» … и т д.)

При организации подвижных игр, выбираем ведущего по различным считалкам , которые содержат математический счет. (один, два, три.)

Такой подход к организации двигательной активности, позволяет детям лучше осознать математические представления и решать в некоторой степени проблемы связанные с усвоением поставленных программных задач по математике : количественный и порядковый счет, обратный счет, названия геометрических фигур, ориентировку в пространстве и т. д.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиям многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка , тем лучше развивается его речь . Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими в формировании правильного звукопроизношения. С одной стороны, двигательная активность помогает интенсивней развивать речь ребенка , с другой- формирование движений происходит при участии речи.

Возникали трудности ходьбы скрестным шагом, предложила детям делать эти шаги под потешку «лиса по лесу ходила» … результат был очевиден, я смогла сформировать движение при участии речи.

Обратила внимание на то, что чем меньше двигательный опыт детей, тем меньше их словарный запас. К таким выводам я пришла, когда стала использовать в своей практике «речитативы» . И особым объектом исследования стало развитие речи детей в момент двигательной активности. Речитативы в комплексе с движениями позволяют активизировать речевую деятельность детей. Развивается взаимосвязь речевой деятельности с движениями. У детей быстрее происходит переход к активной речи, совершенствуется сама речь. В результате сопровождения движений стихами развивается у детей словесная , произвольная и непроизвольная память. Ходьба под речевки и речитативы развивает темп , ритм, тембр и интенсивность голоса ребенка .

Через подвижные игры с текстовым сопровождением развивается монологическая речь , художественно-речевые исполнительские умения. У детей с дефектами речи улучшается артикуляция, идет профилактика нарушения звуковой культуры речи. Прекрасным средством для развития творческой речевой деятельности являются русские народные игры, т. к. практически все они содержат словесность.

Такая положительная динамика обуславливает целесообразность использования «речитативов» , различных подвижных игр со словами текстами, в двигательной активности детей.

В различных видах упражнений и действий с предметами развивается мелкая моторика рук . Общеразвивающие упражнения с платочками, кубиками, флажками, мячами, кольцами и шариками укрепляют кисть ребенка и развивают моторику . Разнообразные цвета флажков, мячей, пособий формируют у детей восприятие цветовой гаммы. Цветовая палитра окрашенных стен, пола физкультурного зала радует глаз ребенка и помогает различать оттенки цвета.

Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвритическую личность » (Развитие креативности дошкольников. М. изд. знания, 2007 г).

Театральная деятельность в ДОУ - это огромный потенциал энергетического и эмоционального запаса для деятельности детей. В физкультурно-оздоровительной работе с детьми появились новые нетрадиционные формы и методы организации физкультурных занятий - тематические, сюжетные, игровые. В результате такого нововведения появилась уникальная возможность решать задачи и театральной деятельности. С введением в практику своей работы различных тренингов , упражнений на релаксацию, психогимнастики, пришла к выводу, что такие нетрадиционные формы непроизвольно способствовали созданию «маленького театра физкультуры» . Детям очень нравится выполнять «подражательные» движения по карточкам, на которых изображены животные или предметы.

Например, раздаю карточки каждому ребенку , он не показывает, другу. Затем прошу по очереди каждого ребенка изобразить в движении, что нарисовано на карточке у него, все должны угадать и назвать, что это или кто это.

Таким образом, развивается творческое воображение и фантазия ребенка .

Проведение развлечений , досугов и праздников физкультурно-оздоровительной направленности, с участием сказочных персонажей, позволяют выявить у детей артистические способности. Дети участники, во время развлечения , становятся настоящими маленькими актерами и актрисами.

Мир экологии- также в некотором виде является полем деятельности физической культуры . Для поддержания интереса к двигательной активности, я сделала подборку стихов и четверостиший для общеразвивающих упражнений , вводной части занятия и гимнастики. Дети с удовольствием двигаются под чтение стихотворений с сюжетом. Через стихотворную форму в сочетании с движениями дети пополняют знания о разных видах обитателей животного и растительного мира, создают собственные образы к персонажам. Через элементы упражнения психогимнастики, у детей, развиваются эстетические чувства : «солнышко-колоколнышко» , «мы-теплые, нежные лучики» , «красивые цветы» . Релаксация под аудиозапись-журчание ручейка, голоса птиц, шум морских волн, вызывает эмоциональный отклик в сердцах детей. Элементы релаксации активизируют деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. В связи с этим физическое воспитание через привитие основ валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.

Валеология – наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра. Валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т. е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Рост болезней «цивилизации» настоятельно требует формирования у детей начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни. Перед нами стоят задачи : учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм, формировать представления о строении своего тела, формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому. Необходимо научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру , закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечивает оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей.

Работая в этом направлении, я стараюсь прививать детям интерес к активной двигательной деятельности, прививаю навыки к здоровому образу жизни, что способствует формированию у детей валеологических основ, повышаются резервные возможности организма, сопротивляемость к болезням, развивается закалка . На занятиях, при выполнении физических упражнений дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь.

Формирование личности дошкольника в процессе физической культуры , еще одна задача, которая решается в процессе двигательной активности. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я» , а также переживания в качестве индивида – успешно может решаться в процессе выполнения физических упражнений .

«Движение, даже самое простое, дает ребенку пищу детской фантазии, развивает творчество , которое является высшим компонентом в структуре личности , представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка , которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Занимаясь самообразованием и изучая материалы учебного курса В. Г. Алямовской, «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» , меня заинтересовала лекция с темой «психофизические и социально-психологические факторы здоровья». Я согласна с утверждением, того, что «здоровье не есть признак духовности» , другими словами можно быть физически крепким человеком , но при этом психически ущербным» (В. Г. Алямовская) . И в своей практической работе я стараюсь создать условия, обеспечивающие и психическое, и физическое здоровье детей .

Процесс обучения детей ставлю таким образом, чтобы вызвать заинтересованность и эмоциональный отклик. Особую роль уделяю игровым двигательным заданиям, подвижным играм, развлечениям , которые всегда интересны детям, т. к. они обладают большим эмоциональным зарядом. В большой мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). И если моих воспитанников спросить : в какую игру будем играть», можно не сомневаться- ответят : «Никанориху» или «Бояре» . Ведь именно такие игры вызывают положительные эмоции. Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Физическое воспитание закладывает основы трудового воспитания ребенка . Дети помогают мне приготовить инвентарь к занятиям- расставляют скамейки, раскладывают пособия и атрибуты. С младшего возраста приучаю детей бережно относиться к инвентарю и в конце занятия обязательно убирать свое рабочее место.

При выполнении таких заданий у детей вырабатываются положительные привычки : старательность, прилежность, аккуратность.

Много раз мне доводилось наблюдать, как дети стараются преодолеть определенные трудности, связные с выполнением двигательных заданий и упражнений на продолжительное и многоразовое и монотонное повторение. Например, упражнения с предметами, требующие усилия :

Сделать 8-9 приседаний, поворотов, наклонов («мы наклоны выполняем, но колени не сгибаем» ) и т. д. Усвоение нового материала, так же требует от ребенка определенных физических и психических усилий. Особенно при выполнении упражнений для гибкости суставов. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества , как самоуважение, гордость.

Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании дошкольника – формирует красоту телосложения и движения человека.

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения , воспитывается понимание простоты и изящества движений.

детей. В ДОУ был создан художественно-спортивный кружок «Елочка» . Направленность которого – эстетическое развитие во взаимодействии с физическим воспитанием .

Независимо от того, находятся наши дети в садике или в школе, сидят за компьютером, смотрят ТВ или же играют в Play Station, они все меньше и меньше двигаются. Физическая активность, однако, чрезвычайно важна для правильного развития каждого ребенка. Почему?

В последнее время мы, действительно, стали вести малоподвижный образ жизни. Наши движения ограничиваются ездой на роботу и обратно, где мы обычно сидим. А потом дома мы хотим отдохнуть, предпочитая мягкие кресла, а лучше кровать. Наши дети любят смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры на планшетах, или смартфонах своих родителей (и, да, некоторые трехлетние пользуются такими гаджетами гораздо лучше многих взрослых!).

И все это время они находятся в сидячем положении. Мы забываем, что движение – основа здоровья. Оно также способствует хорошему развитию моторики у наших детей.

Для чего нам нужны физические упражнение и активный образ жизни?

Если вы все еще задаетесь вопросом, следует ли записать своего ребенка в какой-либо спортивный клуб, не сомневайтесь – ответ «да»! Не обязательно воспитывать олимпийского чемпиона, и тренироваться на профессиональном уровне, достаточно, чтоб ребенок занимался спортом и понимал важность здорового образа жизни. Любовь к спорту вы можете привить сами, просто показывая пример для подражания.

Вам нравится кататься на велосипеде? Возьмите ребенка с собой в следующий раз. Вы увлекаетесь плаваньем? Пускай малыш идет вместе с вами в бассейн. Вы любите походы? Берите сумку-кенгуру, ищите маршрут, подходящий для вашего ребенка, и вместе наслаждайтесь прогулкой, даже если вашему ребенку всего лишь три года.

Но каковы фактические преимущества физической активности и упражнений для ребенка?


Гонка поездов

Используйте набор LEGO® DUPLO® (артикул 10810), чтоб собрать Поезд. Создайте путь с препятствиями из пластиковых бутылок и постарайтесь как можно быстрее проехать между ними. Первый на финише – победитель (при условии, что бутылки не сбиты!)

LEGO® DUPLO® Поезд (артикул 10810)


Все в вагоны! LEGO® DUPLO® Поезд готов к поездке! Все внутрь и закрывайте двери! Поезд скоро умчится! – так вы можете играть с конструктором LEGO® DUPLO® Поезд .

Набор содержит конструктор, с которого можно построить поезд, фигурку водителя-машиниста, а также рельсы и передний вагон с фигуркой машиниста. Во время игры вы сможете научить своего ребенка принципам безопасности дорожного движения. В набор также входит конструктор, украшенный яблочными или тыквенными изображениями, а также цветы, его можно поместить в ящики для загрузки в грузовые вагоны поезда.

Больше идей для вдохновения и творческого развития малыша вы найдете


С появлением в семье малыша родители берут на себя ответственность за его правильное развитие. Развитие маленького человечка во многом будет зависеть от наследственности – генетически заложенных психофизических и анатомофизиологических особенностей, среды, которая его окружает, и воспитания. Одним из важнейших факторов, способствующих развитию растущего организма, является физическое воспитание.

Какие задачи в развитии детей решает физическое воспитание?

Целью юношеского и взрослого спорта является максимальное развитие определенных двигательных функций, но для детей он является средством совершенно иного рода.

Полезно знать: если взрослому организму для развития нужны специальные тренировки, то детский развивается естественным образом, а физические нагрузки при этом должны способствовать формированию опорно-двигательного, связочного и мышечного аппарата, а также повышению компенсаторных возможностей организма, укреплению иммунитета.

Наряду с занятиями физической культурой большое значение для формирования здорового образа жизни детей имеет следование правилам личной гигиены, закаливание, организация рационального питания и соблюдение режима дня.

Для малышей, которые еще только овладевают первыми навыками, их двигательная активность и является оптимальными физическими нагрузками. В этом свете родителям не следует ограничивать своего ребенка определенными рамками, например все время оставлять ребенка в манеже или ходунках. Лучшим спортзалом для детей первых двух лет будет чистое, теплое и безопасное пространство на полу.

Во время занятий физкультурой происходит активация сердечно-сосудистой, дыхательной систем, ускоряется обмен веществ, стимулируется опорно-двигательный аппарат, развивается физическая выносливость, совершенствуются двигательные навыки, оказывается положительное влияние на умственное и психическое развитие. Однако для того чтобы влияние физических нагрузок и правда было благотворным, раннее физическое воспитание должно приносить удовольствие, быть веселым и проходить в игровой форме.

Занимаясь с ребенком следует помнить о том, что в настоящее время у него растут не только мышцы, сухожилия и связки, на развитие которых в классическом своем варианте и рассчитан спорт. Естественному развитию в детском организме подвержены внутренние органы, кости, мозг, в нем постоянно образуются новые клетки, в том числе нервные.

Для того чтобы эти процессы происходили полноценно маленький человечек нуждается не только в стимуляции физической активности, но и в , полноценном отдыхе, адекватном полученным нагрузкам, иначе детский организм окажется в состоянии нехватки жизненно важных ресурсов.

Если чрезмерная нагрузка была разовой, то на развитии организма это почти не отразится, однако систематическое повторение подобной ситуации, хроническая усталость, нервное перенапряжение неминуемо приведет к торможению и отставанию в развитии. Таким образом, физическая нагрузка всегда должна быть оптимальной, полностью соответствовать возрастным особенностям и навыкам ребенка.

Обязательным элементом физического воспитания является закаливание , которое относится к основным способам повышения сопротивляемости организма к температурным колебаниям во внешней среде. При этом формирование приспособительных реакций происходит при участии рефлекторного, клеточного и другие механизмов. Рецепторы – нервные окончания, которые находятся на коже, воспринимают различные раздражения и передают центральной нервной системе. Как результат изменяется кровонаполнение сосудов кожных покровов и внутренних органов, усиливается или уменьшается потоотделение.

Для получения положительного эффекта от необходимо придерживаться некоторых принципов, в том числе применять их систематически во все сезоны, силу раздражающего воздействия следует увеличивать постепенно, а также необходимо учитывать индивидуальные особенности и эмоциональное состояние ребенка.

Закаливание производится с помощью природных факторов (воздух, вода, солнце) . Закаливание воздухом следует начинать с простого проветривания помещения. К прочим способам закаливания воздухом относится прогулки, воздушные ванны. Для того чтобы прогулка принесла должный эффект ребенка нужно одевать по погоде и так, чтобы одежда не стесняла его движений. Проведение воздушных ванн также подчиняется определенным правилам. Их проводят дважды в день, постепенно увеличивая время с пяти минут до получаса. При этом малыш должен быть бодрым, иметь хорошее настроение, если появляются признаки переохлаждения (гусиная кожа), то его нужно сразу одеть. В последующем, возможно, потребуется сокращение времени проведения процедуры или уменьшение площади обнаженной поверхности кожи.

Водные закаливающие процедуры могут включать обтирание, обливание, душ, ванны, плавание. Все гигиенические процедуры с использованием воды, если их правильно организовать могут оказывать закаливающее воздействие. Наиболее сильнодействующим природным фактором закаливания являются солнечные лучи. Они подразделяются на прямые, косые, рассеянные и отраженные.

Важно: ввиду значительного физиологического воздействия, которое излучение оказывает на детский организм, закаливание солнцем для детей следует применять с особой осторожностью.

Для целей закаливания наиболее подходят рассеянные лучи или иначе светотень, которую можно наблюдать под кронами деревьев. Таким образом дети могут принимать свето-воздушные ванны.

Не последнее значение для сохранения здоровья детей имеет соблюдение режима дня и отдых . Основным средством отдыха является полноценный сон, при этом ребенок должен высыпаться. Кому-то для этого нужно меньше времени, кому-то больше. Обычно на сон дети затрачивают не менее 9 часов. Позволять подолгу валяться в постели детям нежелательно, это их дезорганизует, гораздо лучше выполнить совместную утреннюю зарядку, что даст заряд энергии на весь день не только малышу, но и родителям.


Физические нагрузки для самых маленьких

Как упоминалось ранее, оптимальными физическими нагрузками для детей до года является их собственная двигательная активность. Кроха учится переворачиваться, держать головку, садиться, вставать на ножки. Все это для него большой труд, хотя для старших детей не требует особых усилий.

До годовалого возраста способствовать укреплению мышечно-связочного аппарата ребенка можно с помощью , а повлиять на формирование иммунитета путем длительного грудного вскармливания и закаливающих процедур.

После года, когда дитя приобретает навыки прямохождения и сеансы массажа ввиду своей подвижности воспринимает уже далеко не так спокойно, занятия должны приобрести игровую форму . Ходьба в этом возрасте первое по необходимости упражнение, поэтому нужно всячески поощрять этот навык, звать кроху, стоящего на незначительном отдалении, провоцируя его подойти к маме или папе, спрятать что-то в кулаке или за спиной и предложить ему узнать, что там спрятано. Наиболее подходящего времени для занятий с ребенком, чем прогулка, просто не найти. Одновременно с тренировкой навыка прямохождения малыш дышит свежим воздухом, его организм обогащается кислородом и вырабатывает витамин Д, который образуется в кожных покровах под действием солнечных лучей. Находясь на прогулке можно предложить малышу 1,5-2 лет походить по бровке. Такое занятие учит ребенка правильно ходить, способствует воспитанию чувства равновесия, развитию координации движений.

В возрасте двух-трех лет занятия становятся все разнообразнее. Двигательная активность должна включать преодоление препятствий, игры с различными гимнастическими принадлежностями, в том числе с мячом . Тренировку можно выполнять, сопровождая ее стишками и потешками, или используя другие игровые формы, например, предложить ребенку отыскать его любимую игрушку, походить, как уточка или попрыгать, как лягушка или зайчонок. Благоприятно влияет на желание детей выполнять упражнения пример взрослых, поскольку малыши склонны к подражанию. Если мама покажет упражнение и сравнит его с движением животного или знакомого персонажа из сказки, то вероятность того, что ребенок его запомнит и повторит, многократно увеличивается. Кроме того, в совместных занятиях заключен большой воспитательный смысл.

Совет: дети в возрасте трех-пяти лет, которым уже не нужна посторонняя помощь для того чтобы гулять, должны активно двигаться не менее трех часов в сутки. Но это время следует равномерно распределить в течении дня.

Если предполагается выполнить с ребенком комплекс упражнений, то его продолжительность не должна превышать 35-40 минут , а упражнения в обязательном порядке подбираются в соответствии с уже приобретенными малышом двигательными навыками и особенностями его психического и физического развития. Гимнастический комплекс должен охватывать все группы мышц, быть направлен на их последовательную проработку, включать последовательно работу и кратковременный отдых (около 40 секунд между упражнениями).

Нагрузки для дошкольников

При мышечных нагрузках дети до четырех лет сильно устают, однако по мере структурно-функционального созревания скелетных мышц и элементов центральной нервной системы увеличиваются энергетические возможности организма и его способность к физической работе.

Для дошкольников понятие физической культуры состоит из:

  • утренней гимнастики
  • физкультурных занятий
  • подвижных игр
  • спортивных развлечений.

Утренняя гимнастика

Такие занятия способствуют формированию правильной осанки, тренируют деятельность органов и систем, готовят организм к дневным нагрузкам. Гимнастика включает ходьбу, бег, прыжки и упражнения для различных групп мышц , в том числе потягивание, поднимание рук вверх и в стороны, круговые движения руками, приседания, наклоны и повороты туловища, поднимание ног. Целесообразно проводить утреннюю гимнастику на свежем воздухе или хорошо проветренном помещении, а также совмещать занятия с закаливающими процедурами, то есть заниматься в минимальном количестве одежды.

Физкультурные занятия

Для физкультурных занятий потребуется спортивный инвентарь вроде обруча, мяча, лесенки, турника. Прекрасно, если в доме есть шведская стенка. Сначала можно научить ребенка бросать мяч из различных положений, разными руками, ловить его, попадать мячом по цели, прыгать в длину и высоту, лазать по лесенкам и перелезать через препятствия. Комплекс упражнений, как правило, занимает 40-45 минут и состоит из вводной, основной и заключительной частей. На вводную и заключительную части отводится 6-8 минут. В это время предполагается подготовить ребенка к предстоящей нагрузке и дать расслабиться организму после нее.

Важно: начинать физкультурное занятие можно с ходьбы, а заканчивать растяжками и дыхательными упражнениями. Резкое прекращение тренировки, то есть отсутствие заключительной стадии, оказывает негативное влияние на сердце и сосуды.

Основная часть занятий состоит из уже знакомых ребенку общеразвивающих упражнений, направленных на развитие силы, ловкости, гибкости, скорости, и разучивания новых. Силовые нагрузки при этом считаются оптимальными, если снаряд (мяч, гантелю) малыш может поднять над головой 8-10 раз одной рукой, прилагая при этом усилие.

Подвижные игры

В жизни дошкольников этот вид физкультуры играет значительную роль. Такие игры совершенствуют все приобретенные навыки ребенка. Их обычно проводят на улице, а получаемая нагрузка регулируется продолжительностью игры, ее интенсивностью, наличием перерывов для отдыха, также зависит от количества играющих и размера игровой площадки. Детей 5-6 лет уже можно начинать знакомить с упрощенными правилами таких игр, как волейбол, баскетбол, футбол. Как правило, дети с восторгом в них играют с родителями, а затем со сверстниками во дворе и школе.


Спортивные развлечения

К ним относятся езда на велосипеде, катание на санках, коньках, роликах, ходьба на лыжах, плавание. Еще в 2-3 года ребенок может ездить на велосипеде. Только в этом возрасте детки катаются на трехколесных железных конях или с двумя дополнительными колесиками, привинченными к заднему колесу. Дошкольникам подходит двухколесный велосипед, размеры которого будут соответствовать их росту. Ходьба на лыжах и катание на санках доступны детям с 3-4 лет, а вот обучаться катанию на коньках и роликах желательно начинать с пяти лет. Жизненно необходимым навыком является плавание. При систематическом посещении бассейна этот вид спортивных развлечений служит способом закаливания организма.

Если ребенок школьник

В школьном учреждении на физическую подготовку отводится определенное время. Однако его недостаточно для полноценного физического развития. В период с семи до десяти лет закладываются основы для формирования физического потенциала , открываются новые возможности для получения сложных двигательных навыков, однако с началом посещения школы организму ребенка предстоит справляться с дополнительными умственными и психологическими нагрузками, подстраиваться под новый режим дня, поэтому работоспособность детей в это время, как правило, снижена.

Совет: учащимся первых классов как никогда необходим качественный отдых, рациональное питание, время для любимых занятий, а также дополнительные нагрузки, проводимые в игровой форме.

Дома ребенок может вместе с родителями делать утреннюю зарядку или играть в игру, в которой он на время становится тренером и учит маму тому или иному упражнению. Существенные изменения в морфологии мышечных волокон наступает в 12-13 лет. Это время является переломным для развития физической работоспособности. В этот период существенно возрастает мышечная выносливость и, соответственно, снижается риск переутомления.

Периоды оптимальной работоспособности

В зависимости от времени суток находится не только умственная, но и физическая работоспособность детей. Самого высокого уровня она достигает с 10 до 14 и с 17 до 19 часов. Работоспособность нарастает постепенно с 7 до 10 часов утра и с 16 до 17 часов вечера и так же постепенно угасает в периоды с 14 до 16 часов дня и начиная с 19 часов вечера. С 23 часов до 6 утра, как правило, отмечается наименьшая работоспособность.

Планируя проведение занятий физкультурой для своего ребенка, следует помнить о его индивидуальных особенностях. Для детей, которые относятся к жаворонкам, тренировку желательно сместить на 1,5-2 часа ближе, а для сов время тренировки отодвинуть на такой же промежуток времени. Кроме того, нужно учитывать, что работоспособность будет сниженной на протяжении 1-1,5 часов после приема пищи.

Полезно знать: периоды оптимальной работоспособности выделяют и в течении недели. Так, наибольшие физические нагрузки оптимально планировать на вторник, среду или четверг.

Наилучшие результаты дает проработка тела раз в 5-7 дней, поэтому достаточно выбрать один из этих трех дней. На неделе также есть дни, когда происходит нарастание работоспособности (воскресенье и понедельник), и дни, когда происходит ее угасание (пятница и суббота). Таким образом, в воскресенье и понедельник тренировки должны проходить с заниженной интенсивностью , а пятницу и субботу желательно посвятить нагрузкам, направленным на развитие координации и ловкости.

Периодичность тренировок для школьников летом и в учебное время может отличаться. Во время летних каникул они могут быть более интенсивными или их можно проводить чаще, поскольку ребенок не получает дополнительной умственной нагрузки, у него много времени для отдыха, он хорошо высыпается, отлично питается. Совершенно противоположная ситуация возникает, когда ребенок заболел. На время болезни любые тренировки следует отменить. Если у ребенка температура тела не повышена, то ему показаны только прогулки, поскольку свежий воздух оказывает благоприятное воздействие и ускоряет выздоровление. После болезни следует начинать с легких тренировок. На восстановление тонуса обычно требуется не менее двух недель. Если ребенку становится плохо во время выполнения упражнения, то продолжать тренировку не следует, лучше отложить ее до следующего раза.

Подробнее о важности полноценного питания и соблюдении питьевого режима

Полноценное питание способствует ускоренному развитию ребенка. Основным материалом для формирования мышечной ткани является белок, поэтому растущий организм нуждается в большом количестве этого вещества. В ежедневном рационе ребенка должно присутствовать минимум 40 грамм животных белков, поскольку растительные значительно уступают им по качеству и не содержат некоторых необходимых аминокислот. Таким образом, на протяжении дня в меню ребенка должны входить молочные продукты (молоко, простокваша, творог), мясо и рыба (но не более 300 грамм в день), яйца, приготовленные всмятку или в виде яичницы-глазуньи. Все дело в том, что белок усваивается лучше после термической обработки, а желток в сыром виде.

Полезно знать: для нормального функционирования организма необходима также вода. Нормой считается 40 грамм воды на килограмм веса в сутки , но при активном образе жизни этот показатель нуждается в корректировке в сторону увеличения.

Однако пить во время проведения самой тренировки не рекомендуется, поскольку это увеличивает нагрузку на сердце. Восстанавливать запасы жидкости в организме, растраченные во время выполнения упражнений, можно после того, как организм перейдет в обычный режим жизнедеятельности. Пить можно не только воду. Быстро восстановить энергетический ресурс организма и мышечную ткань можно с помощью 1-2 стаканов молока с 1-2 столовыми ложками меда. Такое питье показано как после силовых тренировок, так и после активных игр, но его некоторое время спустя все же следует дополнить обычной водой.

Физическое развитие ребенка. Видео

В настоящее время все родители знают, что спорт полезен для здоровья и в особенности, что он необходим для гармоничного развития ребенка.

а) Занимающийся спортом ребенок обладает лучшим здоровьем. Физические упражнения вызывают обильное потение, благоприятствуя и ускоряя выведение токсинов, отравляющих организм. Спорт оказывает также благоприятное влияние на оксигенирование красных кровяных шариков и на пищеварение. Занимающийся спортом ребенок лучше растет - у него хороший аппетит и он лучше ассимилирует пищу.

б) Занимающийся спортом ребенок более уравновешен физически

  • сильные мышцы
  • гибкие суставы
  • прямая спина
  • плоский живот
  • более тонкая талия
  • более грациозные движения
  • лучшие рефлексы

и психически

  • самообладание
  • уравновешенность
  • готовность соревноваться

в) Следует выбирать наиболее подходящий для данного ребенка спорт. Мы не намереваемся слишком распространяться о спорте; у нас нет для этого ни места, ни надлежащей подготовки. Школьный врач, спортивный врач и преподаватель физкультуры могут определить, способен ли ребенок заниматься тем или иным видом спорта; в случае детей, для которых требуются восстанавливающие упражнения, предписания, вырабатываются в сотрудничестве с нейропсихиатром и с врачом-специалистом в области спортивной медицины.

Возраст между 6 и 11 годами период расцвета физических возможностей ребенка. Целью физических упражнений является не накопление силы, а развитие «поддерживающего тонуса», то есть закаливание мускулатуры, чтобы сделать ее способной поддерживать и помогать гармоничному развитию скелета.

Спорт - наилучшее средство борьбы с недостатками школьной жизни, особенно против искривления позвоночника, которое является профессиональным недугом школьника (80 % из них страдают этим).

г) Следует избегать специализации. Нельзя заниматься только одним видом спорта, так как это благоприятствует развитию отдельных частей тела за счет других.

Нельзя допускать, чтобы любой ребенок посвящал себя соревнованию . Если какой-нибудь вид спорта, пусть и самый здоровый, практикуется усиленно в детском возрасте, в разгаре роста, это оказывает неблагоприятное влияние на общее гармоничное развитие организма.

Лишь в совершенно исключительных случаях допускается для отдельных личностей (с особым призванием и физической и психической выдержкой) интенсивная тренировка для соревновании.

д) В основном, запрещаются силовые упражнения . Если они практикуются слишком регулярно, такие упражнения сильно развивают мускулатуру. Чрезмерно развитые мышцы, вместо того, чтобы содействовать росту, замедляют его: они теряют растяжимость, не могут сопровождать импульс удлинения костей, тормозят и иногда даже блокируют его. Поэтому следует исключать гири и все, что заставляет усиленно работать мускулатуру. Возникает опасность превращать таких детей в маленькие, коренастые, слишком мускулистые существа.

е) Ребенок должен достаточно отдыхать. Учебные занятия сами по себе уже достаточно трудоемкие, так что ребенка не следует нагружать внешкольной деятельностью. Какой-нибудь вдумчиво выбранный вид спорта достаточен.

Уроки физкультуры, не должны обусловливать чрезмерное утомление из-за слишком нагруженного расписания или далекого пути. Перед тем как начать заниматься спортом следует посоветоваться с врачом. Некоторые виды спорта, превосходные для здоровых детей, могут быть абсолютно противопоказаны в случае заболеваний сердца, легких или позвоночника.

Легкая атлетика является хорошей подготовительной основой для всех видов спорта. Она развивает гибкость и резистентность, уравновешивает нервную систему, заставляет гармонично работать все мышцы тела. Вопреки тому, что полагают некоторые родители, легкая атлетика вполне подходит для девочек, которым она формирует хорошую фигуру. Беганье является прекрасным упражнением для дыхания, кровообращения, для всех мышц тела и одним из лучших стимулов роста.

Метание развивает ловкость, сосредоточенность и детанту (разрядку). Для девочек не рекомендуется толкание ядра в раннем возрасте, так как для этого необходимы слишком мужественные жесты. Зато метание диска им вполне подходит.

Прыжки развивают упругость, содействуют образованию тонких и длинных мышц, закаляют лодыжки и укрепляют голенные суставы.

Плавание рекомендуется как мальчикам, так и девочкам. Из всех видов спорта плавание является наиболее всесторонним. Его главный недостаток состоит в том, что он практикуется большую часть года в закрытых бассейнах. Его следует дополнять деятельностью на чистом воздухе.

Плавание развивает исключительную дыхательную способность, выпрямляет спину, укрепляет мускулатуру, поддерживающую позвоночник. Стили «брасс» и «на спине» - прекрасные упражнения для исправления некоторых искривлений спины. Зато стиль «крауль» (ноги двигаются в другом ритме, чем руки, голова, находясь как можно больше в воде) не рекомендуется.

Плавание благоприятствует росту в длину и экстензии мышц. Для девочек с красными голенями и негибкими толстыми суставами повторные удары ногами в воде особенно полезны. У мальчиков, плавание расширяет плечи и сужает бедра, у девочек оно содействует образованию красивого бюста.

Среди родителей бытует страх перед микробами в воде бассейнов. В этом отношении опасность невелика, так как вода контролируется и находится под надзором Государственной санинспекции. Единственная опасность возникает со стороны дезинфицирующих средств для детей с чувствительными глазами; им рекомендуется носить специальные плотно прилегающие очки.

Катание на коньках рекомендуется с 5-6 лет для девочек и мальчиков. Его можно начинать и раньше; в Швеции дети учатся кататься на коньках одновременно с ходьбой. Этот вид спорта развивает ловкость, равновесие, владение жестами, оказывает влияние на мышцы голеней и ляжек и на силуэт. Для маленьких детей - это прекрасное подготовительное упражнение для лыж.

Лыжи . Дети горных местностей становятся на лыжи рано. Обучение лыжам может начинаться к 6 годам. Наилучшим возрастом для обучения считается 10-11 лет.

Польза катания на лыжах состоит в первую очередь в благотворном влиянии горного климата. С точки зрения физического упражнения, катание на лыжах вовлекает в движение все мышцы тела, формирует равновесие и уверенность. Это прекрасное средство для закаливания и привыкания к холоду.

Многие родители хотят сделать своего ребенка маленьким чемпионом; пусть они не забывают, что подвергая его слишком большому усилию, они рискуют переутомление сердца.

Велосипед . До 8-и лет езда на велосипеде должна ограничиваться объездами садов, парков или ездой по тротуарам улиц вокруг дома. Начиная с 8-9 лет ребенку можно разрешать более длинные прогулки. Лишь к 12-и годам разрешаются более длинные маршруты (более 10 км).

Велосипед - спорт обоюдоострый. Если его практикуют как игру, этому нет возражений. Велоспорт развивает резистентность и является идеальной гимнастикой для голеней и ляжек (в том числе и для бедренных, коленных, лодыжечных суставов). Однако если им занимаются как конкурсным спортом, возникает ряд отрицательных явлений, как например, чрезмерное развитие голеней за счет остальных частей тела, вплоть до торможения роста. Мышцы живота совершенно не работают, грудная клетка не развивается, а дыхательная емкость не увеличивается. Велоспорт также не рекомендуется для детей с отдельными искривлениями позвоночника.

Футбол рекомендуется с 12 лет мальчикам. Все мальчики 6-7 лет развлекаются, ударяя ногой мяч: они называют это «футболом». Этот род игры, который заставляет их бегать, дышать, тратить энергию - превосходен для детей и его не надо запрещать.

Что касается настоящей футбольной тренировки, следует соблюдать некоторую осторожность. Этот вид спорта развивает больше нижнюю часть тела за счет верхней. Во время футбольной игры участники много бегают, но спринты с внезапными остановками, в отличие от атлетического бега, развивают мышцы больше в смысле силы, чем элонгации.

Ребенок, который играет слишком много в футбол, будет иметь, в конечном счете, чрезмерно мускулистые ляжки, что не благоприятствует удлинению нижних конечностей (как и в случае велоспорта).

Игры с мячом (волейбол, гандбол, баскетбол). И у мальчиков, и у девочек, волейбол начинается сравнительно рано; для баскетбола, минимальный возраст - 9 лет. Последним надо заниматься умеренно, так как это является большой нагрузкой для сердечнососудистых функций.

Эти виды спорта особенно полезны для мальчиков и девочек между 12 и 16 годами. Это спорт элонгации мышц, которые они развивают в длину. Они представляют собой прекрасные упражнения для мышц спины и обеспечивают хорошую поддержку позвоночника. Кроме этого они формируют стройную и изящную фигуру, развивают ловкость и быстроту рефлексов, воспитывают дух солидарности.

Гребной спорт рекомендуется девочкам и мальчикам, начиная с 14 лет. Если используется сидение на роликах (скиф), гребля представляет собой всесторонний спорт, в котором участвуют все мышцы тела (руки, живот, спина, голени), что влечет за собой гармоничное развитие. Гребля содействует гибкости суставов и, в особенности, является прекрасным упражнением для регулирования дыхания.

Дзюдо содействует развитию физического и нервного равновесия, воспитывает ловкость и уверенность движений, представляет собой прекрасную школу дисциплины и самообладания, придает уверенность застенчивым и успокаивает драчунов.

Однако этот вид спорта противопоказан в случае заболеваний или слабости позвоночника и представляет тот недостаток, что у детей с чувствительной- кожей или хрупкими сосудами вызывает синяки из-за падений, происходящих во время игры.

Теннис представляет тот недостаток, что это односторонний вид спорта. Он улучшает мышечную детанту, придает гибкость суставам, но противопоказан раньше 10-12 лет, так как развивает одну половину тела больше чем другую. Следует делать одновременно и компенсирующие упражнения, заставляющие работать и левую руку (для игрока, работающего правой рукой), иначе существует риск образования правого спинного сколиоза.

В тех случаях, когда теннис начинается рано, надо соблюдать осторожность и подвергать ребенка регулярному медицинскому контролю.

Гимнастика рекомендуется девочкам и мальчикам, начиная с 6-8 лет Ее не следует смешивать с простой физкультурой. Гимнастика - спорт полноценный, который приводит к почти совершенному владению собственным телом и максимально развивает гибкость и ловкость.

Девочкам гимнастика особенно полезна: это один из видов спорта, который создает наиболее красивые типы спортсменок; он придает грациозность, изящество, уверенность движений.

После олимпийских игр вообще, и после успехов наших гимнасток, многие родители склонны пытаться сделать своих дочерей участницами состязаний по гимнастике. Как и для всякого вида спорта, вообще, и для гимнастики в частности, выбор должен делаться специалистами, рассудительно, на основе селекции, учитывающей физико-психические способности и состояние здоровья ребенка.

Следует напомнить, что гимнастика представляет тот недостаток (впрочем единственный), что ею можно заниматься главным образом в зале, следовательно без достаточного проветривания. Поэтому ее следует дополнять спортом на чистом воздухе и проведением каникул в горном и морском климате.

Танец . Это вид спорта, который начинается очень рано, около 3 лет для ритмического и около 6-7 лет для классического.

Ритмический танец является коррективной гимнастикой и средством психического и моторного перевоспитания. Это источник разрядки и уравновешивания для неустойчивых детей, с реакциями негативизма.

Классический танец придает уверенность в себе, выдержку, грациозность и изящество. Это одна из лучших школ терпения. Он учит ребенка владеть своей физической силой и формирует веретенообразную мускулатуру.

Классический танец особенно полезен для девочек с комплексом неполноценности, нервных, застенчивых; он способствует их благоприятной эволюции, позволяет им выражать себя и обретать уверенность в себе. Кроме того, классический танец полезен для мальчиков и девочек, которые труднее включаются в социальную группу и для физически менее одаренных, придавая им гибкость, грациозность, легкость и некоторую долю кокетливости.

Однако танец может оказываться вредным если им не занимаются под наблюдением серьезного и компетентного педагога. Следует выбирать танец, который наиболее подходит для каждого ребенка. Ошибочное руководство кроет серьезную опасность: правильное развитие ребенка нарушается благодаря возможным искривлениям голеней или позвоночника. Поэтому нельзя преследовать получение, любой ценой, блестящих результатов.

В заключение следует напомнить, что перед тем как начать заниматься каким-нибудь видом спорта, независимо от возраста, ребенка должен обследовать врач, который дает соответствующий отзыв. Рекомендация возраста, с которого можно начинать тот или иной вид спорта, имеет ориентировочный характер и относится к обычным детям.

Для конкурсного спорта отбор производится преподавателями физкультуры, а медицинский отзыв дается врачами-специалистами по спортивной медицине, которые наряду с клиническим осмотром, подвергают ребенка параклиническим исследованиям специальной аппаратурой, при помощи которой они обнаруживают любую аномалию, а также и способность при нагрузке талантливых детей, отобранных тренерами.

Вообще, врачи весьма сдержаны в своих отзывах относительно возраста и испытаний, которым можно подвергать ребенка раньше 10-12 лет.

Статья отражает физическое воспитание детей в детском саду группы Ранний Возраст, значение физического воспитания; рассматривается актуальность темы статьи; в качестве примера приводится работа педагогов детского сада №69 Марина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия физического развития детей раннего возраста в ДОО

Каждый день у нас, ребятки,

Начинается с зарядки!

Физическое воспитание детей является важнейшей частью системы воспитания человека. Оно напрямую связано с сохранением и укреплением здоровья детей, основы которого, как известно, закладываются с детства.

Здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего возраста. Именно поэтому, этот период – ранний и дошкольный возраст – является важным и ценным. В это время у ребенка формируются важнейшие двигательные навыки, создаются предпосылки дальнейшего развития личности, закладываются основы здоровья. В детстве определяются для ребенка основные ценности, формируется отношения с окружающим миром, себя в нем, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществления себя в них, накапливается опыт.

В настоящее время, сохранение и укрепление здоровья детей, является важной задачей как семьи, так и общества, государства. Для взрослого поколения, занимаясь воспитанием детей, нельзя упускать этот период и необходимо прилагать максимальные усилия в этом направлении. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Только здоровое молодое поколение сможет обеспечить рождаемость здоровых детей, создать здоровый потенциал на будущее.

Рассматривая сегодняшний день, хочется обратить внимание на многообразие развивающих занятий для детей разного возраста и разного направления. Они пользуются большим успехом и популярностью у родителей. Практически в каждой семье ребенок ходит на такие занятия как иностранный язык, шахматы, изобразительное искусство, компьютер и так далее. Все это способствует развитию умственных способностей ребенка, повышению его интеллекта. Но на второй план уходит физическое развитие, меньше внимания уделяется двигательной активности, что отрицательно сказывается на здоровье ребенка.

К сожалению, статистические данные не радуют своими показателями. Известно, что:

  • физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
  • 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  • 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
  • только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
  • 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%- находятся в «третьем состоянии»;
  • возросла общая заболеваемость детей на 21.6 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения за 5 лет.

Укрепить здоровье детей, поддержать его и сохранить помогает физическое воспитание . По определению , оно означает педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств.

Процесс физического воспитания, как комплекс мероприятий, направленный на развитие растущего организма, его функций, является приоритетным и актуальным во всей воспитательной работе детского дошкольного учреждения.

Целью физического воспитания является формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

К задачам физического воспитания относятся:

  • оздоровительные;
  • образовательные;
  • воспитательные.

Оздоровительные задачи:

  1. охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма);
  2. всестороннее физическое совершенствование функций организма;
  3. повышение работоспособности и закаливание.

Образовательные задачи:

  1. формирование двигательных умений и навыков;
  2. развитие физических качеств;
  3. овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи:

  1. воспитание интереса и потребности в знаниях физическими упражнениями;
  2. разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

При помощи средств физического воспитания достигаются определенные цели. Приложение 1.

Физическое воспитание в группе Ранний Возраст

В ГБДОУ детский сад №69 Марина Красногвардейского района физическое воспитание осуществляется по экологически оздоровительной программе Вячеслава Семеновича Коваленко «К здоровой семье через детский сад».

Данная программа является результатом теоретических исследований в области различных форм оздоровительной деятельности с детьми пренатального и раннего возраста, дошкольного и школьного возраста. В течении 6 лет проводились работы и накопление опыта в рамках программы « К здоровой семье через детский сад» по восстановлению семейных традиций воспитания детей. Была создана «Школа родителей» детского сада №111 и женской консультации №22 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Программа « К здоровой семье через детский сад» нацелена на переориентацию детских дошкольных учреждений к системе «Школы родителей» - системе совместного воспитания родителей и детей с помощью высококвалифицированных специалистов (педагогов и работников медицины) и методического обеспечения садов. Из всех звеньев системы образования именно детский сад сегодня реально занимается оздоровлением детей и может продемонстрировать родителям особенности воспитания и оздоровления ребенка любой возрастной группы.

Программа « К здоровой семье через детский сад» является расширением опыта экологической оздоровительной программы. В ее основе и рекомендациях заложены исследования не только в области медицины, гомеопатии, остеопатии, педагогики, но и экологии. Как известно, дети наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды.

В программе В.С.Коваленко раздел физического воспитания представлен системой оценки физического здоровья ребенка и системой мероприятий и профилактический технологий . Нацелена программа на повышение функциональных резервов организма и обеспечение безопасности физических тренировок.

Экологически оздоровительная программа для детей включает в себя девять основных разделов:

  1. диета
  2. закаливание
  3. физическое воспитание
  4. стоматологическая профилактика
  5. обеспечение экологической безопасности
  6. повышение сопротивляемости организма
  7. вакцинотерапия и вакцинопрфилактика
  8. нормализация психологического микроклимата
  9. консультирование ребенка, родителей, персонала.

Физическим воспитанием детей в детском саду занимается педагог по физическому воспитанию, а также воспитатели группы. Для поддержания интереса детей к занятиям по физкультуре широко используются сюжетные и игровые формы, дыхательные упражнения. Систематическое проведение занятий способствует:

  • всестороннему физическому развитию детей,
  • формированию и совершенствованию навыков основных движений,
  • формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия,
  • воспитывает хорошую привычку заниматься спортом.

Физическое развитие детей в группе Ранний Возраст выполняется в соответствии с режимом двигательной активности . Приложение 2.

Каждый день воспитанники группы Ранний Возраст приглашаются на утреннюю гимнастику в музыкальный зал совместно с другими группами. Занятие проводит педагог по физкультуре под музыку. Выполняются основные физические упражнения (наклоны, приседания, повороты и т.д.). Дети с удовольствием занимаются, стараются, возвращаются в группу довольными и бодрыми.

Согласно расписанию, по вторникам, средам и четвергам, проводится нормативно-образовательная деятельность - физическое развитие. Дети совместно с педагогом по физическому воспитанию отправляются «поездом» из игровой в музыкальный зал. Занятие организуется в игровой форме, используется спортивный инвентарь, сопровождается музыкально. Дети учатся ходить группой друг за другом, маршировать, формируются навыки обращения со спортивным инвентарем (например, мяч, обруч), развивается координация, внимание.

С наступлением лета, занятия из музыкального зала переносятся на открытый воздух – проводятся на улице.

Помимо спортивной деятельности, проводимой педагогом по физической культуре, физическим воспитанием детей в группе Ранний Возраст занимаются непосредственно воспитатели группы. Ими проводятся физкультминутки. Чаще всего это пальчиковая гимнастика или дыхательные упражнения. Они, соответственно, направлены на развитие мелкой моторики и развитию дыхательного аппарата, подбираются по сезону, по темам. Очень нравятся детям. Проводятся чаще в минуты ожидания каких либо режимных моментов (например, перед раздачей обеда). Иногда воспитанникам группы предлагается самостоятельно проводить такие упражнения, что находит активную поддержку с их стороны. Приложение 3.

Согласно режиму двигательной активности все дети сразу после пробуждения проходят тренажерный путь. Он состоит из нескольких колючих ковриков разного формата и валиковой дорожки. Проходят его босиком, переходя из спальни в игровую. Отзывы детей при этом самые разные! Совершая тренажерный путь происходит массаж стоп, активация соответствующих центров на них, ускоряется процесс просыпания.

Кроме тренажерного пути после сна воспитателями группы проводится в помещении игровой гимнастика – Комплекс Воробьева. Она занимает около 7 минут времени, проводится без обуви. В результате этой гимнастики улучшается кровообращение, нормализуются обменные процессы. В ее завершении дети благодарят друг друга.

Для развития спортивных навыков и физических качеств воспитанников в игровом зале силами воспитателей и под содействием педагога по физической культуре создан спортивный уголок. Он включает:

  • спортивный инвентарь (мячи большие, маленькие; мягкие ленточки с кольцом, обручи);
  • спортивные атрибуты (флажки, погремушки);
  • настенную мишень для бросания мячей;
  • массажные коврики, массажные мячи, а также самодельные массажные тренажеры из киндер-яиц, соединенных в цепочку – используются детьми для массажа спины друг другу;
  • картотеку пальчиковой, глазной, дыхательной гимнастик и картотеку подвижных игр;
  • следы детских ног на полу, ведущие к спортивному уголку и следы детских ладошек на стене, следуя по которым дети тянуться вверх.

Весь инвентарь, приспособления и картотека спортивного уголка активно используется в свободное время, дети находят всему применение. Приложение 4.

В рамках расписания организуется совместная деятельность по физической культуре. К ней относят физкультурный досуг – в музыкальном зале педагогом по физкультуре проводятся эстафеты, спортивные конкурсы для детей младшей группы. Мероприятие непродолжительное по времени, но очень интересное. Проводится 1 раз в месяц.

День здоровья проводится обобщенно с другими группами с участием каких либо героев (например, микробы, фея чистоты). Педагогами подготавливается сценарий, согласно которому организуются эстафеты, конкурсы, задания разного характера. Акцент делается не только на развитие физических качеств, но и укрепляются и расширяются познания детей о гигиене, о строении тела, о пользе и вреде для нашего здоровья разных факторов воздействия. В игровой форме дети с наибольшим вниманием проявляют интерес и участие к информации такого типа, активно соревнуются.

Самым интересным и захватывающим зрелищем являются спортивные праздники с участием родителей! Праздник проходит по сценарию, главные роли играют воспитатели группы с участием педагога по физическому воспитанию. Очень запомнился праздник, приуроченный ко Дню защитника отечества, - дети соревновались вместе с папами! (или со ˝спортивными˝ мамами). Восторгу детей и родителей не было предела! Пройдя спортивные испытания совместно со своим родителем, каждую семью награждали грамотой и маленьким подарком.

Анализируя работу педагога по физической культуре и труд воспитателей группы Ранний Возраст, наблюдается положительная динамика в развитии детей, усваиваются многие физические навыки, развиваются физические качества, укрепляется здоровье, улучшается осанка, происходит закаливание организма, прививается интерес к спорту. Например, многие дети впервые попадая в группу не умеют ходить «поездом» держась друг за друга- со временем получается освоить хоровод. Многие научились прыгать на одной ножке, ловить, катая по полу мяч, крутить обруч на руке. Такие маленькие для каждого ребенка победы стоят многих усилий, как самих детей, так и воспитателей и педагогов. Хочется, чтобы все это нашло поддержку и со стороны родителей, которые всегда беспокоятся за своего ребенка, за его здоровье. Хочется, чтобы они чаще находили возможность посещать детские мероприятия, были ближе к жизни ребенка в детском саду, к нему самому!

Приложения

Приложение 1

Средства физического воспитания

Средства

Цель

Условия применения

Физические упражнения: гимнастика(основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения); игры (подвижные, сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта); спортивные упражнения (катание на велосипеде, плавание, скольжение и т. д.); простейший туризм (пеший, лыжный) – основное специфическое средство физического воспитания

Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания

Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка

Психогигиенические факторы: общий режим занятий, питания, отдыха, сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения – дополнительное средство физического воспитания

Повышают эффективность воздействия физических упражнений

Психофизиологический комфорт ребенка

Эколого-природные факторы: солнце, воздух, вода

Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают его работоспособность. Используется для закаливания организма

Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистой природе

Приложение 2

Режим двигательной активности

Организованные формы двигательной деятельности

длитель

ность

понедельник

вторник

среда

четверг

пят

ница

1половина дня:

Физическое развитие

1половина дня:

Художественно-

эстетическое

развитие «музыка»

Физкультминутки

Утренняя гимнастика

Гимнастика после сна Комплекс Воробьева

Тренажерный путь

Прогулка (подвижные игры и физические упражнения

1 половина дня

2 половина дня

Продолжение приложения 2

Продолжение приложения 2

Организация совместной деятельности

Совместная деятельность

Длительность

Особенности организации

Физкультурный досуг

10-15

1раз в месяц

Спортивные праздники

2-3 раза в год

День здоровья

1 раз в 2 месяца

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика.

1.Мы капустку рубим-рубим,

(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим,
(складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)

Мы капустку трем-трем,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмем-жмем.

(сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем
(отправляем щепотку в рот и приговариваем: "Ням-ням!")

2. Колыбельная

(поочерёдно загибать пальчики на ручке)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик лишь уснул,

Этот крепко, крепко спит

Тихо носиком сопит...

3. Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Приложение 4

Список литературы

1 Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012

2 Деркунская В.А. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие.- Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009

3 Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,- 2002

4 Научно-методический журнал Детский сад: теория и практика №5 2013

5 Интернет-ресурсы

6 Сборник рабочих документов Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад», Санкт-Петербург, 2000