Креативность как требование эпохи. Креативность – что это такое

↓↓↓↓↓

Мы долго жили в эпоху декларируемой креативности, неотъемлемой характеристикой которой являлось признание несомненной значимости как самой креативности, так и ее развития. Креативность добросовестно включалась в непомерно солидный перечень качеств современного управленца. Необходимость создания творческих команд, их развития и мотивации последовательно провозглашались непременным условием успешной деятельности современной организации или ее отдела. В то же время креативность понималась весьма однобоко, и дальше декларирования этих истин дело обычно не шло. Нельзя отрицать, что креативность в принятии управленческих решений самых различных уровней все-таки существовала. Мало того, она имела место всегда – как в эпоху декларируемой креативности, так и до нее. Но только как отдельно взятое явление! И обеспечивалась эта креативность исключительно творческим потенциалом отдельных очень талантливых менеджеров либо отдельных не менее талантливых сотрудников, которых никто специально этому не обучал и тем более креативность которых никто специально не развивал. В подавляющем большинстве учебных пособий по деловому общению и менеджменту некоторые методы и методики развития креативности перечислялись, иногда очень кратко и весьма невнятно характеризовались, но в силу этой своей невнятности крайне редко применялись на практике. Чуда в данном случае не произошло и не могло произойти, потому что втиснутое в несколько абзацев описание ряда методик развития креативности без дальнейшего углубленного практического обучения (а ведь это самое главное!) не может дать желаемого результата: научить применять их на практике. В лучшем случае можно запомнить названия и иметь самое общее представление, но это только что лучше, чем ничего. Не говоря уже о том, что управленец, креативность которого столь долго провозглашалась, имел, как правило, только самое поверхностное представление о сущностных характеристиках творческой деятельности и креативного мышления. А можно ли развивать то, чего не знаешь? Как создавать условия для деятельности, о сущности которой только догадываешься? И реально ли, наконец, управлять тем, чего не понимаешь?


Пожалуй, исключения в плане обучения креативности составляли и составляют рекламные и всевозможные PR-компании, а также ряд преуспевающих западных и японских фирм, опыт которых может изучаться лишь в той степени, в какой они это нам позволяют. Информация, которую они готовы предоставить о себе, должна восприниматься скорее как PR-акция, а не как дружественный обмен опытом, который невозможен в сегодняшнем мире крайне жесткой конкуренции. Не для того эти фирмы тратят огромные средства на оснащенные по последнему слову техники службы безопасности, чтобы потом делиться истинными секретами своего преуспевания. И все-таки мы должны по возможности изучать этот опыт, ибо пренебрегать им было бы крайне непредусмотрительно. Но при этом необходимо отдавать себе отчет в том, что зачастую это всего лишь та информацию, которая большой ценности уже не представляет, возможно, является неполной либо устаревшей, а потому с легкостью может превратиться в дезинформацию.

Чтобы преуспеть в современном динамичном мире, явно недостаточно копировать вчерашний опыт конкурентов. Кроме того, нельзя забывать, что нужна серьезная работа специалистов (не только экономистов, но и психологов, педагогов, социологов, экологов и др.) для адаптации опыта работы ведущих западных и японских фирм к отечественным условиям. В данном случае речь не идет об эффективных управленческих методах работы, которые давно уже перестали быть коммерческой тайной и являются аксиомой для многих преуспевающих организаций мирового уровня и которыми настойчиво пренебрегают отечественные экономисты и предприниматели.

И именно сейчас, в начале ХХI века, эпоха декларируемой креативности в конце концов сменяется эпохой ее реального развития. И здесь нельзя полагаться только на ставшие столь популярными тренинги креативности, которые, несомненно, очень полезны при условии их профессионального проведения, однако не решают и не должны решать те проблемы, которые под силу только компетентному креативному менеджеру, владеющему самыми современными методами активизации творческой деятельности своих сотрудников. Сегодня организациям гораздо больше, чем когда-либо ранее нужны люди, которые обладают способностями к творчеству. Каждой организации, желающей быть конкурентоспособной, нужны сотрудники, готовые к смелому стремительному творческому движению вперед.

Спрос на креативные решения в силу ужесточения конкуренции растет. Многие предприниматели видят успех своей компании именно в креативности, которая позволит их продукту сразу выделиться из среды рыночных предложений. Для этого мало создать конкурентоспособный бизнес – нужно эффектно его преподнести: создать обычное необычным способом, прийти к традиционному нетрадиционным путем.


Как считают исследователи, ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом – это непрерывное творческое развитие (Лепский, 2007; Шевырев, 2007 и др.).

Мы живем в мире, постоянно изменяющемся с такой безумной скоростью, что многие изменения мы сами планировать не можем. Но именно от этих изменений зависит наша жизнь и наш бизнес. Невозможность делать достоверные прогнозы не позволяет, в свою очередь, планировать действия конкурентов и других участников рынка, политические и социальные изменения. Именно потому среди массы людей особенно эффективными становятся те, которые способны быстро адаптироваться к новым условиям деятельности, нестандартно решать возникающие перед ними задачи, находить неожиданные выходы из неразрешимых, на первый взгляд, ситуаций и изобретать новые, уникальные способы достижения поставленных перед собой целей.

Ярче всего творческие способности людей проявляются в переходные периоды. Исследователи считают, что это похоже на многоуровневую компьютерную игру, где для перехода на более высокие уровни нужно постоянно обучаться новым сложным приемам и адаптироваться к новым сложным условиям. При этом одна группа людей, не отличающаяся креативностью, достаточно быстро сдается, ругая авторов игры за излишнюю сложность. Другая же группа не только упорно проходит все уровни, но и сожалеет о том, сложности было недостаточно. Опыт общения с людьми второй группы показывает, что они склонны предпринимать попытки написания собственных сложных сценариев компьютерных игр повышенной сложности. Отметим, мы не рассматриваем людей, психологически зависящих от игр.

8.2. В какую эпоху мы живем?


Считается общепризнанным, что живем в постиндустриальном мире , основой существования и развития которого является информация. Нашу эпоху принято называть информационной. И именно сейчас базовым элементом и условием развития информационного пространства становится креативность. Более того, наблюдается тенденция называть нашу эпоху креативным миром. И это имеет свое логическое объяснение.

Постиндустриальное пространство в такой степени перенасыщено информацией, что человечество уже не способно с ним справиться. Информационные потоки возникают, перемещаются и трансформируются с колоссальной скоростью. На современных финансовых рынках скорость движения капитала практически равна скорости движения информации, поэтому движение капитала в мировом масштабе начинает все больше зависеть от креативной составляющей информации (креативного продукта), ориентированной на настроения, ожидания и сознательные и подсознательные реакции участников рынка.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что мышление управленцев всех уровней должно отвечать вызову времени и позволять творчески решать проблемы экономического развития как на уровне страны, предприятия, отдела, так и на уровне отдельной личности.

Знаменитый канадский ученый, профессор Маршалл Маклюэн (1911 – 1980), предвосхитивший вхождение человечества в информационную эпоху и всего несколько лет не доживший до всеобщего признания глобальности информации, высказал мысль, пренебрегать которой было бы крайне недальновидно.


Именно потому развитие креативности деловых людей на всех уровнях обоснованно считается требованием современного креативного мира.

Соотношение понятий

Креативность и творчество


Понятие творчества всегда привлекало к себе внимание мыслителей, ученых и деятелей искусства. Приведем несколько ярких и образных толкований, которые не претендуют на исчерпывающие научные определения.

Древнегреческий философ Платон (427 – 347 до н.э.) считал: «Все, что вызывает переход из небытия в бытие, – творчество».

Французский писатель Жюль Ренар (1864 – 1910) писал: «Всегда оставаться неудовлетворенным – в этом суть творчества».

Другой французский писатель Ромен Роллан (1866 – 1944) высказал мысль, созвучную идее Платона: «Творить – значит убивать смерть».

Русский писатель Константин Паустовский (1892 – 1968) размышлял о предназначении творчества: «Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

В современной научной литературе понятия творчество и креативность толкуются достаточно неоднозначно. Наблюдается неоправданная и недопустимая тенденция отождествления указанных понятий.

Понятие творчество в отечественных источниках имеет гораздо более солидную историю. Сложность и многогранность этого понятия отразились в различных его определениях. Сопоставим некоторые из них.

«Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей" (Психология. Словарь. – М., 1990, с.393).

«Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью» (Большая советская энциклопедия, т.42. – М., 1956, с.54) .

Креативность – термин латинского происхождения, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». Креативность обычно понимается как уровень творческой одаренности, уровень способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, При этом уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта соотносится с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект даже препятствует креативности. В настоящее время креативность обычно рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.

Нам представляется наиболее целесообразной следующая точка зрения.


При этом исследователи настаивают на том, что это «новое» должно быть не просто значимым, но и обязательно полезным, обладать общественной ценностью. Именно потому мы употребляем слово «творчество» в переносном смысле, когда говорим о деструктивных «деяниях» весьма изобретательных и даже талантливых преступников.


Иначе говоря, креативность – это способность к творчеству.

Американский ученый Дж.Гилфорд (1897 – 1987), знаменитый исследователь интеллекта и творческого мышления, понимает креативность прежде всего как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Guilford, 1967). Другой известный американский ученый К.Роджерс (1902 – 1987) считает, что креативность – это способность человека обнаруживать новые способы решения проблем (Роджерс, 1990).

Таким образом, характеризуя человека как креативного, мы лишь констатируем наличие у него творческих способностей, которые могут реализоваться, а могут и не реализоваться. Например, человек проявляет себя как креативный генератор идей, и хотя его идеи новы и оригинальны, они, возможно, еще «не созрели», чтобы стать значимыми и полезными не только для человечества, страны или отрасли, но даже для какой-либо маленькой фирмы. Если же мы характеризуем человека как творческого, то мы непременно должны иметь достоверную информацию об успешных результатах его деятельности, которая привела к созданию качественно нового, значимого и полезного. В то же время исследования подтверждают наличие прямо пропорциональной зависимости между уровнем креативности и творческой продуктивностью, поэтому развитие креативности является одной из важнейших задач психологии делового общения. Исходя из сказанного, обоснованной представляется, например, такая фраза: «Ты креативен, и это хорошо, но этого мало. Стань творческой личностью – это будет прекрасно!».

Существует и несколько иной подход, который ограничивает творчество сферой искусства, а изобретательство, техническое творчество, создание новых продуктов помещает в рамки креативности. Так, некоторые исследователи считают, что творческий процесс обычно основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Креативный же продукт сравнивается иногда с картиной, которая будет помещена в заранее выбранную раму с заранее предназначенным местом в заранее выбранном музее. И эта картина призвана вызывать восторг у определенной группы посетителей.

Представленное выше толкование, хотя и не лишено смысла, но при этом, на наш взгляд, содержит в себе явное противоречие. Если исходить из такого понимания, то картина гениального художника, написанная на заказ и отражающая в какой-то степени пожелания заказчика, творчеством уже не является. С другой стороны, вдохновение присуще и изобретателю, и врачу, и менеджеру, несмотря на определенную их прагматичность. Мало того, гениальное техническое изобретение, талантливая хирургическая операция и просто новый банковский продукт, которые полезны и даже необходимы человечеству, могут отвергаться современниками по самым разным соображениям точно так же, как и произведения искусства. Например, они могут разрушать чей-то хорошо налаженный бизнес, противоречить концепциям каких-либо влиятельных ученых, существующим традициям, стереотипам или др. Но творящий человек часто не останавливается и с большим риском для жизни пытается внедрить новое, созданное им. И здесь вряд ли доминирует прагматизм. Кроме того, весьма спорным представляется вопрос о том, стремятся или не стремятся творцы талантливых произведений искусства понравиться своему окружению.

Существуют различные научные подходы, согласно которым нужно отказываться от употребления слов иностранного происхождения, Эти слова, согласно указанным подходам, часто являются всего лишь веянием моды, «засоряют» язык, а потому без них можно с легкостью обойтись. Этому дискуссионному вопросу посвящено множество работ специалистов по лингвистике и психолингвистике, и он не является непосредственным предметом изучения психологии, этики и культуры делового общения. В то же время хотя бы кратко коснуться этой проблемы необходимо не только в связи с анализом понятий креативности и творчества, но и в связи с актуальностью проблемы иноязычных заимствований для современного делового человека. Желание быть компетентным и успешным в сегодняшнем сверхскоростном креативном мире требует открытости всему новому, в том числе – новым понятиям и новым словам. Любовь к своему родному языку, которая всегда была достойна уважения, никогда не означала неприятие разумных заимствований. Мы считаем важным подчеркнуть, что невозможно пытаться повлиять на те естественные процессы, которые происходят в языке (в том числе, в научном стиле речи). Любой язык развивался, развивается и будет развиваться по своим очень сложным законам. Ему нельзя запретить и нельзя советовать. Потому, возвращаясь к анализируемым понятиям, мы вынуждены признать тот факт, что слово «креативный» становится все более частотным в славянских языках и постепенно расширяет свое значение. Происходит это в силу целого ряда причин, которые, как уже упоминалось, являются предметом изучения лингвистики и психолингвистики. Мы можем назвать такие факторы, как, например, большое влияние на отечественную научную литературу англоязычных научных источников по проблеме креативности, широкое распространение термина «creative» и его производных в мировой научной (и не только научной) литературе. Кроме того, эти слова оказались «удобными» для словообразовательной системы русского и украинского языков. Так, нам удобно склонять по падежам слова «креатив» и «креатор». Аналогичная ситуация происходит со многими частотными терминами иноязычного происхождения, например, «конструктивный», «деструктивный», «адаптивный» и многие другие, бороться с которыми по меньшей мере неразумно,

Не менее важным оказывается и тот факт, что язык, с одной стороны, «любит» обогащаться, а с другой – бережно относится к исконным значениям. В данном случае благодаря иноязычному термину «креативность» у языка появляется возможность сохранить термин «творчество» и его производные для более «высоких целей». В креативные отделы на работу сегодня приглашаются креаторы или креативщики, но не творцы. Специалисты по рекламе должны «выдать креатив», а не творческое произведение. Новый банковский продукт никто «творением», кроме как в шутку, не величает. Но при этом нельзя игнорировать тот факт, что во множестве словосочетаний прилагательные «креативный» и «творческий» давно воспринимаются как синонимичные, И это вряд ли следует оспаривать. Например, в качестве синонимичных рассматриваются словосочетания «творческое решение» и «креативное решение», «творческий подход» и «креативный подход» и т.п. Таким образом, мы настаиваем на разграничении указанных понятий в основном применительно к характеристике личности.


Похожая информация.


В статье вы узнаете:

Есть такой позитивный психолог , Михай Чиксентмихайи , он написал несколько книг, в том числе про творчество. Он исследует вопросы счастья, креативности и благополучия. Так вот Михай считает, что из всех человеческих занятий творчество больше всего привносит удовлетворение от жизни.
Творчество помогает расширить границы нашего разума, делать новые и захватывающие вещи, оно приводит нас на один шаг ближе к раскрытию нашего потенциала.
Так как стать креативным? Рождаются ли люди с творческой жилкой или они становятся творческими, упорно развивая этот навык, как мышцу ?

Чиксентмихайи утверждает, что некоторые люди уже родились с творческими задатками. Другие стали креативными практическими способами, то есть, внедряя в свою повседневную жизнь некоторые привычки творческих людей. Это и помогло им раскрыть творческий потенциал.
Следующие 10 качеств присущи всем творческим людям и если вы задаетесь вопросом, как стать креативным, то этот список поможет найти верное направление!

1) Творческие люди энергичные, но сконцентрированные.

Обычно творческие люди обладают большим запасом энергии , как физической, так и ментальной. Они могут работать долгими часами над единственным заданием, привлекшим их внимание, оставаясь при этом увлеченными. Это не значит, что креативные люди всегда гиперактивны или маниакальны. Они также проводят много времени отдыхая, тихо думая и размышляя над привлекшими их внимание вещами.

2) Креативные люди умны, но немножко наивны.

Креативные люди чаще всего умны, однако, исследование показало, что наличие высокого IQ не обязательно связанно с высоким уровнем творческих достижений.
Например, когда Льюис Терман , обследовал одаренных детей, то выявил, что дети с высоким IQ обычно преуспевали в жизни, но те, у кого было очень высокое IQ особо не отличались креативными способностями . Мало кто из них показывал выдающиеся способности к творчеству в дальнейшей жизни.
Чиксентмихайи замечает, что исследования определяют приблизительную точку в 120 баллов. То есть, иметь IQ выше нормы - хорошо для творческого потенциала , но как только IQ переваливает за 120 это не обязательно ведет к великим креативным способностям.
Напротив,Чиксентмихайи утверждает, чтобы стать креативным, надо обладать двумя качествами: мудростью и ребячеством. Творческие люди умны, но в то же время они сохраняют способность удивляться, любопытствовать и смотреть на мир свежим взглядом.

3) Чтобы раскрыть творческий потенциал, надо быть игривым, но дисциплинированным .

Отличительной чертой творчества Чиксентмихайи считает игривое настроение , которое должно быть дополнено настойчивостью . Можно заметить непоколебимую решимость и упрямство, когда творческие люди работают над проектом. Они могут работать долгие часы, допоздна, пока не будут удовлетворены результатом.
Люди, наслаждаясь картинами художника, могут понимать, что художник не только получал удовольствие от рисования, но и усердно работал.

Так что творческие люди знают, что настоящее творчество включает в себя как веселье, так и усердную работу. Это один из ответов на вопрос, как стать художником.
Усердно трудиться!

4) Творческие люди - это реалисты-мечтатели !

Творческие люди любят помечтать и представлять разные возможности и чудеса мира. Они могут погрузиться в воображение и фантазию, но при этом оставаясь твердо прикованными к реальности. Их часто называют мечтателями, но это не значит, что они носят розовые очки. Творческие типажи, начиная от ученых, художников, заканчивая музыкантами, могут изобрести оригинальные решения для мировых проблем.
Великое искусство и великая наука включают в себя скачок в другой мир, который отличается от реальности настоящего! Остальная часть общества воспринимает новые идеи, как нечто неподходящее современности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки в том, чтобы выйти за пределы того, что мы знаем и создать новую реальность!

5) Творческие люди гордятся собой, но остаются скромными.

Очень творческие личности обычно гордятся своими достижениями, но при этом осознают положение, в котором они оказываются. Они сильно уважают людей, с которыми работают в одной сфере, и их работы, которые были в свое время новыми . Они обращают внимание, что их работы могут быть высоко оценены другими, но при этом творческие люди больше концентрируются на своих будущих проектах , планах и достижениях, вместо того, чтобы довольствоваться достигнутым.

6) Творческие люди - экстраверты И интроверты.

Часто мы попадаем в иллюзию, что люди делятся на чистые типы: экстраверты и интроверты. Чиксентмихайи считает, чтобы стать креативным человеком, надо сочетать в себе оба типажа личности.
Хотя исследования показывают, что люди действительно склонны к определенному типу личности и обычно эта склонность довольно стабильна на протяжении всей жизни. Творческие люди, напротив, склонны проявлять качества как экстравертов, так и интровертов.
Они и общительные, и сдержанные; компанейские и спокойные. Взаимодействие с другими помогает генерировать идеи и вдохновляться, а уединение в тихом месте позволяет творческим индивидуумам исследовать эти идеи и источники творчества.

7) Жёсткие гендерные роли не влияют на креативные личности. (*Гендер - это термин для обозначения пола.)

Чиксентмихайи убежден, что творческая личность противостоит (в разной степени) жёстким половым стереотипам и ролям, отведенным каждому полу в обществе. (Читать: почему розовый цвет для мальчиков?). Творческие девочки и женщины обычно более доминантны , чем другие девочки , а мальчики и мужчины менее агрессивны и более чувствительны, чем другие мужчины.
Креативный человек часто владеет достоинствами не только своего пола, но и сильными сторонами противоположного гендера .

Чтобы стать креативным человеком, надо совмещать как традиционность, так и бунтарство.

Творческие люди по определению считаются теми, кто выходят за рамки обычного мышления , и воспринимаются они как бунтари и нонконформисты (не подчиняющиеся ). Однако, Чиксентмихайи утверждает, что невозможно быть по-настоящему творческим, если изначально не заложены внутренние культурные нормы и традиции. Творчество - это совмещение в себе традиционности и борьбы против старых устоев . Уметь ценить прошлое, но при этом искать новые и улучшенные пути, как вести дела. Люди с творческим потенциалом могут быть традиционны во многих вещах, но они знают, что инновации иногда означают риск.

9) Творческие люди страстны и объективны в своей работе.

Как стать творческим человеком? Любите то, что делаете, со всей страстью! Но относиться к своей работе страстно - этого не достаточно!
Представьте себе писателя, который так любит свой роман, что не позволяет редактировать и строчку. Или музыкант, настолько поглащенный музыкой, что не находит ни одного момента который можно улучшить.
Творческие люди любят свою работу, но относятся к ней объективно и готовы принять критику или сами критиковать свою работу.

10) Креативные люди чувствительны и открыты к новому опыту, они также счастливы и радостны.

Чиксентмихайи предполагает, что творческие люди склонны быть более открытыми и чувствительными, что, конечно, имеет свои достоинства и недостатки. Процесс создания чего-то, придумывание новых идей или желание идти на риск делает людей открытых критике и даже презрению. Это может быть очень больно, опустошающе , посветить всего себя чему-то что будет отвергнуто или проигнорировано .
Но быть таким открытым помогает испытывать великую радость от потока креативности, который мы впускаем в свою жизнь. Это приносит огромное счастье и многие творческие личности верят, что эти чувства удовлетворения и счастья стоят все критики и возможной боли.

Поскольку проведение сеансов восстановления работоспособности спортсменов предполагает наличие у них умений психической саморегуляции (внушения расслабления и мобилизации), то первоначальным моментом перед проведением сеансов восстановления специальной работоспособности спортсменов было краткосрочное (в течение 10 занятий) обучение их умениям психической саморегуляции с использованием психотехнических игр и психорегулирующей тренировки (19). И только после этого мы приступали к использованию психорегулирующей тренировки (расслабление, успокоение) в сочетании с массажем, что предусматривало ускорение процессов восстановления специальной работоспособности и оптимизации психического состояния спортсменов после тренировочных занятий. При сопряженном применении двух средств восстановления (массаж и психорегулирующая тренировка) мы предполагали более сильное их воздействие (одновременное), чем при раздельном применении. Это было подтверждено в исследованиях В. Н. Смоленцевой и Н. Н. Сетяевой (19).

Мы предполагали, что сохранение спортивной мотивации и ее активизация возможны при наличии соответствия психофизиологических особенностей спортсмена специфике выбранного вида спортивной деятельности. Это было основано на имеющихся в специальной литературе данных (11; и др.).

При этом мы исходили из известного в спортивной психологии положения (11; и др.) о том, что определенному виду спортивной деятельности соответствует свой психокомплекс (сочетание свой нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов). В этой связи мы полагаем, что сохранение спортивной мотивации и дальнейшее спортивное совершенствование у спортсменов высокой квалификации возможно при наличии такого сочетания. Исходя из этого при комплектовании контрольной и экспериментальной групп мы выявляли комплекс свойств нервных процессов у спортсменов и отбирали в группы тех, у кого наблюдалось такое сочетание. При комплектовании экспериментальной и контрольной групп в первом педагогическом эксперименте (фехтовальщики - рапира и шпага) мы отбирали спортсменов со следующим психокомплексом: малая сила процесса возбуждения, подвижность и уравновешенность нервных процессов. При комплектовании экспериментальной и контрольной групп во втором педагогическом эксперименте (биатлонисты) мы исходили из сочетания свойств нервных процессов, характерного для этого вида спорта: средняя и малая сила процесса возбуждения, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Проведение двух педагогических экспериментов показало достоверное повышение составляющих компонентов спортивной мотивации, что позволяет рекомендовать внедрение данной методики в практику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991.

2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.

3. Алексеев А. В. Себя преодолеть. - М., 1985.

4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.

5. Бабушкин Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. -Омск, 1998.

6. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. - Омск, 2000.

7. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации. -М., 1990.

8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 кн. - М., 1992.- Т. 1.

9. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.

10. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации, - М., 1974.

11. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. -М., 1980.

12. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971.

13. Магомед-Эминов А/. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1987.

14. Орлов Ю. М. Мотивация поведения. - М., 1992.

15. Пешков А. Мотивация как системное качество личности. - М., 1988.

16. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.. 1984.

1 7. Психорегуляция в подготовке спортсменов / Под ред.

Н. А. Худадова и др. - М., 1985.

18. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. - СПб., 2003.

19. Смоленцева В. Л. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов. - Омск, 2003.

20 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 1986. -Т. 1; Т. 2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КРЕАТИВНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ПИЧНОСТИ

Доктор психол. наук, профессор Л. Н. Антилогова

Омский государственный педагогический университет,

Л. Г. Пузеп, ст. преподаватель Тарский филиал Омского государственного педагогического

университета

Понятие «креативность» происходит от латинского creatura - творенье, созиданьс. В русском языке ему соответствует понятие «творчество». Проведенный нами анализ показал, что изучаемые понятия имеют как сходства, так и различия: если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Отсюда для обозначения сферы «субъектно значимой новизны» (т. е. субъектно-личностного феномена творчества) обычно считается целесообразным использовать понятие «креативность», которое уже достаточно прочно закрепилось в научной литературе по проблематике творчества, благодаря, отчасти, двойственности переводов с английского creativity и как «творчество», и как «креативность» для подчеркивания тех или иных оттенков понятия. В западной традиции креативность связывается в большинстве случаев с «производством» идей, новых и значимых именно для субъек та (1).

Основные различия между творчеством и креативностью можно свести к следующим:

Креативность - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, тогда как творчество как автоматизированный навык включается во все виды деятельности поведения, общения, контакта со средой;

Творчество - процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, требующей такого включения. Это относится ко всем профессиям творческого типа;

Креативность (на 95%) - качество, формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности, начиная с учебно!!. Творческие потенции заложены в мозгу каждого человека, поскольку мозг является тем органом, в котором продолжается творчество самой природы. Спонтанное проявление творческих способностей наблюдается у ограниченного числа людей (не более чем у 5-7%) и основывается на благоприятных природных задатках;

При формировании креативности происходит слияние сознания и подсознания в некоторую новую форму - сверх-

сознание, которое интегрирует в себе наиболее обобщенные механизмы протекания творческого процесса в свернутом виде, когда в самом акге восприятия происходит трансформация объекта в художественный образ, открытие закономерности или решение проблемы. Творческий процесс базируется па работе бессознательного п подсознания. Результаты такой работы приходят в сознание внезапно, в виде готового решения, озарения, инсайта;

Креативность как личностная характеристика проявляется главным образом в том, что человек вкладывает творческое начало во всс виды деятельности. Творчество может проявляться только в одном виде деятельности, совпадающем со специфическими способностями к пей.

Хотя и в креативности, и в творчестве необходимо присутствует момент преобразования, но в креативности преобразование касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве - и некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действия.

Если креативность рассматривается как преобразование и расширение концептуальных пространств мышления и деятельности (пли, по терминологии Г. Г1. Щсдровицкого, мыс-ледеятельносги) субъекта, построение новых возможностей для субъекта, то творчество - как создание новых возможностей для культуры (5).

Хотя в определении и творчества, и креативности присутствует момент оценки созданного и создаваемого, в творчестве это оценка со стороны другого, а в креативности, но меньшей мере, - самооценка, однако в психологических концепциях часто исключается при анализе креативнос ти субъективная оценка нового результата, внимание фокусируется на процессе возникновения нового.

Если для творчества исключительно важны процессы превращения нового, нестандартного, уникального в нечто законченное, готовое для трансляции, эталонное, канонизированное, «музейное», то чтобы стать творчеством, креативный паттерн должен зафиксировать себя в культуре, оформиться в культурном «тексте», после чего он становится реальностью для культуры.

Таким образом, несмотря на имеющееся этимологическое сходство, рассмотренные выше феномены имеют и различия, позволяющие разграничивать данные понятия.

По мнению некоторых ученых, понятие «творчество» является более общим понятием (включающим в себя, в том числе, и креативность), отражающим, помимо субъективных моментов, также процесс взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом (1).

Раскрывая сущность понятая «креативность», необходимо подчеркнуть, что оно включает в себя следующие смыслы: способнос ть субъекта вносить в собственное бытие значимо новое (новое решение проблемы, новый метод или новое устройство, новый художественный образ и т. п.); процесс новообразования (процесс возникновения и становления повой идеи); продукты новаторской деятельности.

Наиболее сущест венными характеристиками креативности являются следующие:

1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессозиат ел ы I ы й характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности т ворца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, повой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.

Рассмотренные особенности креативности наиболее полно, по нашему мнению, отражены в следующем определении: «креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» (3, 165).

Проведенный анализ литературы показывает; что различные исследователи определяют исследуемый феномен по-раз-ному. Однако при всех различиях этих определений в них, тем не менее, есть нечто общее: креативность рассматривается как способность человека создавать нечто новое, оригинальное.

Креативность - явление динамическое, изменчивое, развивающееся. В его развитии прослеживаются такие стадии, как подготовка (особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи); созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи); вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения задачи); развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Раскрывая сущность креативности, нельзя не остановиться на вопросе об ее источнике. Объясняя основы креативности, Б. М. Рунин приходит к выводу, что «природой креативности является творчество природы», т. е. исследователь принимает идею существования общих правил возникновения нового, ранее не существовавшего в процессе биологической эволюции (в виде новых форм живых существ) и в творческой деятельности человека (в виде научных открытий, технологий, конструкций) (4).

А. Маслоу в рассуждениях о креативности делает упор на импровизацию и вдохновение. Креативность, согласно А. Маслоу, этап вдохновенного творчества, процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы (2). Он рассматривает креативность как естественное свойство самоактуализирующейся личности, определяя самоактуализацию как полное использование талантов, способностей, возможностей личности, как процесс самореализации человеческих потенций. При этом ученый считает, что каждый человек потенциально креативен (2).

В своих исследованиях А. Маслоу выделяет первичную и вторичную креативность. Первичная - это этап вдохновенного творчества, вторичная - процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы. Вторичная креативность, согласно А. Маслоу, включает в себя не только и не столько творчество, сколько тяжелую, рутинную работу. Он отказывает вторичной креативности в ее значимости для изучения природы творчества, поскольку связывает се с другими качествами личности, такими, как упорство, терпение, трудолюбие, выносливость. Автор акцентирует внимание на начальной стадии творчества - на мгновениях озареиия и вдохновения (ипспирационная фаза творчества). Творческий человек в моменты вдохновения, в инс-нирациоппую фазу творчества, забывает о прошлом и будущем и живет только настоящим (2).

А. Маслоу отмечает, что у здоровых людей, особенно у тех, которые отличаются высокой креативностью, обнаруживается способность сплавлять и синтезировать свои вторичные и первичные процессы, свое сознательное и бессознательное. В результате такого слияния первичные и вторич-

ныс процессы взаимообогащают друг друга и меняют характер протекания и первых и вторых. Творчество, в котором одинаково глубоко используются оба типа процессов (первичные и вторичные), А. Маслоу назвал «интегрированным творчеством», однако подчеркивал, что при этом главным качеством творчества самоактуализации остается его экспрессивность или бытиниость, «а не способность разрешать проблемы или создавать “продукцию”».

Исследуя креативный процесс, D. Feldman предлагает трехчастную его модель, имеющую три связанные между собой составляющие: 1) рефлексивность как основной процесс, отличающий человека от животных, способствующий формированию самосознания, самооценки, планированию, отражению и анализу мира; 2) целенаправленность, или интенцно-нальность, позволяющую организовать переживаемый опыт «внутри и снаружи организма»; 3) владение способами трансформации и реорганизации, которые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия (6).

Раскрывая особенности креативности как психологического феномена, следует подчеркнуть ее тесную связь с общественным сознанием, с принятием и оценкой креативной идеи со стороны определенных социальных групп. На эту связь указывает И. Н. Дубина: «Новая картина создается художником, но творческим произведением она становится благодаря воздействию на публику. Поэтому смысл творческого произ-

ведения не только вг."м самом, ной в его способности воздействовать на социальное окружение» (1).

Проанализировав наиболее распространенные дефиниции креативности, мы попытались сформулировать свое определение исследуемого феномена: креативность - это интегративное образование, включающее совокупность структ урных компонентов, определяющее творческий характер деятельности человека, само проявляющееся и развивающееся в процессе этой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубина И. Н. Субъсктно-личностныс и социокультурные аспекты творчества: опыт концептуального и терминологического разграничения. - Киев: Наукова думка. 1994.

2. Маслоу Л. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997.

3. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л. Нсймсра. -Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4. Рунин Б. М. Творческий процесс в эволюционном аспекте// Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972.

5. Щедрокицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование рсчсмыслитсльной деятельности. - Алма-Ата, 1974.

6. Feldman D. Y., Csikzentmihalyi М., Gardner П. Changing the world: A framework for the study of creativity. - Yale: Yale Press, 1994.

Ты можешь быть талантлив, иметь специальное образование, обладать всеми необходимыми для фрилансера качествами. Однако если у тебя отсутствует та самая черта, которая делает тебя уникальным, о признании и популярности можно забыть.

Креативность – черта, позволяющая выделяться на фоне других, независимо от того, являешься ли ты специалистом-одиночкой или же речь идет о целой команде.

Не спорю, статей на эту тему написано предостаточно, начиная от обычного процесса придумывания идей и заканчивая факторами, которые блокируют наш творческий потенциал. Однако сегодня мне хотелось бы рассмотреть креативность с психологической стороны, и найти ответы на некоторые вопросы.

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ КРЕАТИВНЫМ?

Существует заблуждение, что человек либо обладает креативностью, либо она напрочь у него отсутствует. Это неправда!

Любой человек может мыслить креативно, и способен обучиться тому, как использовать свою креативность. Все, что для этого нужно, попытаться взглянуть на свою жизнь и работу, как на непрекращающийся творческий поиск. Жизнь, где любое препятствие, возникающее на пути, имеет креативное решение.

Мы предлагаем вам несколько полезных стратегий, которые вы можете использовать ежедневно, чтобы объединить повседневную жизнь и творчество.

Мыслите иначе

Каждый раз, когда вы беретесь за новую задачу или проект, выделите достаточно времени для того, чтобы хорошенько обдумать все возможные решения и пути реализации. Постарайтесь придумать настолько много решений, насколько это возможно, даже если они будут самыми странными и сумасшедшими. Размышляя об альтернативных решениях и том, как бы это могло быть по-другому, вы удваиваете свои творческие способности, тем самым повышая свою креативность и заставляя мозг генерировать куда более интересные идеи.

Не останавливайтесь думать о возможных решениях, которые можно было сделать, и после выполнения задачи. Это станет хорошим опытом и поможет в работе над следующим проектом.

Не ограничивайте себя во времени

Бытует мнение, что чем больше на человека давить, тем сильнее будет работать его креативность. Безусловно, человек может придумать что угодно, даже самое невероятное, находясь под давлением, вот только подходит это лишь для чрезвычайных жизненных ситуаций, но не для творчества.

Работая над новым проектом, дайте себе немного времени, чтобы подумать и найти наиболее креативное решение.

Этот период, называемый инкубационным, является ключевым в творческой работе. Не загоняя себя в жесткие временные рамки, вы даете мозгу возможность принять всю полученную информацию и обработать ее, чтобы выдать интересные решения.

Помните, если не давать мозгу информацию, то вы не сможете получить нужную вам отдачу.

К слову сказать, оптимальным вариантом в этом случае будет немного вздремнуть. Ученые выяснили, что сон помогает лучше усвоить информацию и понять задачу, поэтому если вы столкнулись с творческими проблемами – просто оставьте ненадолго работу и дайте своему мозгу отдохнуть.

Смотрите на вещи с другой стороны

Одна из наиболее успешных творческих стратегий – посмотреть на задачу чужими глазами.

Один из исследовательских опытов показал, что человек способен мыслить более креативно, когда видит проблему со стороны. Так, например, группе креативных людей предложили придумать способ выбраться из тюрьмы, самим находясь в ней. Затем они же должны были придумать способ побега для другого человека, находящегося за решеткой. В результате выяснилось, что самые креативные идеи были придуманы именно во втором случае, когда человек не был психологически заключен в тюрьме.

Когда вы сталкиваетесь с проблемами, которые не можете решить, постарайтесь посмотреть на нее глазами человека, чья точка зрения в корне отличается от вашей. Возможно, именно так вы найдете оптимальное решение.


Изучайте и набирайтесь опыта

Мы уже говорили выше о том, что если мозг не получает информацию, то ему нечего дать вам взамен. Именно поэтому необходимо постоянно давать своему мозгу пищу для размышления.

Наилучшей способ увеличить свои креативные способности это изучать различные культуры, набираться опыта, порой даже неожиданного. В конце концов, даже самая незначительная информация может проложить новый путь использования тех или иных идей. Кстати, плохой опыт так же может стать полезным для развития вашей креативности.

Никогда не стойте на месте и давайте своему мозгу впадать в застой. Это загонит вас в ловушку, из которой довольно сложно выбраться. Смотрите фильмы, путешествуйте, читайте сумасшедшие книги и посещайте выставки. Все это стимулирует вашу креативность, как нельзя лучше.

Используйте свои эмоции

Безусловно, чем лучше настроение, тем легче и эффективнее идет работа. Не находясь в состоянии депрессии, вы способны значительно лучше придумывать идеи и различные решения для поставленных задач. Однако, даже плохое настроение или же конфликтная ситуация могут быть использованы для развития креативности.

Если ваши эмоции зашкаливают, независимо от того положительные они или отрицательные, попробуйте их направить в нужное русло.

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ГЕНИАЛЬНЫЕ УМЫ?

Трудно не согласиться, что у всех гениальных людей, есть что-то общее. То, что сделало их таковыми. Гениальность может быть не только врожденным качеством, но и наработанным с годами навыком. Так, что же их объединяет?

Режим дня и четкое следование ему

Будучи человеком творческим, вам необходимо соблюдать определенный режим дня и стараться придерживаться его. Так, например, известный немецкий философ Иммануил Кант ежедневно вставал в 5 утра, но это вовсе не значит, что и вы должны просыпаться рано утром, но выработать свой собственный график все же придется.

У каждого человека есть свои часы для работы – их возможно определить лишь путем проб и ошибок. Однако в результате вы сумеете выработать свой режим, который позволит вам стать максимально продуктивным. При этом не стоит забывать, что планирование своего свободного времени, не менее важно, чем рабочего.


Понимание того, что им не нравится

Успешен и гениален тот человек, который легко плывет против течения. Креативные люди никогда не следуют абсурдным правилам, не имеющим смысла, и всегда пытаются их нарушать, если те препятствуют их целям.

Чтобы стать по-настоящему творческим человеком, научитесь понимать правила и то, как вы можете их обойти, но не нарушить. Однако если что-то мешает вам в вашей работе и самовыражение, следует разобраться – нужно ли придерживаться этих правил.


Риск и неудачи

Без риска никогда не будет творчества! Пробуя что-то новое, вы невероятно рискуете и возможно потерпите неудачу, но если задуманное получится, то это может стать ошеломляющим успехом.


Все гениальные люди рисковали в своей жизни, сталкивались с неудачами, отличавших их от других. Но именно так они стали гениальными.

Бояться неудач означает бояться творчества, потому как только человек, который готов потерпеть провал, может абсолютно расслабиться, набраться уверенности в себе и своих силах, свободно самовыражаться и в итоге добиться успеха.

Отсутствие страха задавать вопросы

Основа любого творческого успеха заключается в умение признавать свое незнание тех или иных вещей. В то время как самонадеянность приведет вас к полному застою.

Если вы хотите быть действительно креативным и походить на самых гениальных людей, то не бойтесь быть любознательным и задавать вопросы, не думая о том, как будите выглядеть в чужих глазах.

Не забывайте, что ваша креативность растет вместе со знаниями, которые вы получаете от окружающего мира и людей. Чем больше опыта и знаний впитает в себя ваш мозг, тем больше креативных идей он сможет рождать.


Следовать за мечтой

Не слушайте, что вам говорят делать, следуйте за мечтой и делайте то, что хотите.

Все великие люди стали таковыми, потому что занимались любимым делом. Только истинная страсть к тому, что делаешь, может сделать человека нереально креативным, даже тогда, когда он полностью перестает думать о работе – мозг сам непроизвольно генерирует все новые и новые идеи.

Совершенствуя себя и свои навыки – вы развиваете вашу креативность!

татьяна долгова (иванова)
Семинар-практикум для воспитателей «Креативность как профессионально значимое качество личности педагога»

Семинар-практикум

"Креативность как профессионально значимое качество личности педагога "

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок»

г. Уварово, Тамбовская область

Цель : развитие креативности как путь реализации творческого потенциала педагога .

Задачи :

1. Провести краткий анализ терминов «творчество» , «креативность » , ТРИЗ.

2. Научить педагогов практическим приемам реализации творческого потенциала.

3. Сформировать у воспитателей потребность к нестандартным решениям задач образования и воспитания дошкольников .

4. Определить важнейшие ступеньки и факторы творчества.

Форма проведения : семинар-практикум .

Участники : воспитатели ДОУ города Уварово .

Подготовительная работа : изучение литературы по данной теме, анкетирование и опрос педагогов , подготовка вопросов педагогу-психологу по теме семинара , подготовка презентационных материалов.

План проведения :

1. Вступительное слово ведущего семинара-практикума .

2. Сообщение теоретического материала, показ презентации на тему «Как стать креативным или педагог сам выбирает свой путь».

3. Просмотр НОД с детьми старшей группы «Аленький цветочек» .

4. Выступление педагога-психолога Пашке Л . В. «Креативность детей »

5. Выполнение практических занятий с педагогами в рамках мастер-классов.

6. Выступления педагогов ДОУ города (чтение докладов)

7. Итоговая рефлексия.

Ход семинара-практикума .

Вступительное слово

Уважаемые коллеги! Мы не раз встречались с вами и говорили о синдроме эмоционального выгорания. Этот спутник профессиональной деятельности воспитателя может проявляться по разному, однако в той или иной степени присутствует в каждом из нас.

К решению проблемы профессионального выгорания подходят разными способами. Кто-то осваивает дыхательные упражнения, другие навыки саморегуляции … А я хочу напомнить вам о том, что творчество, гибкость, нестандартность мышления также являются одним из способов преодоления СЭВ.

Сегодняшняя встреча будет полностью посвящена это теме. Надеюсь, Вы, ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные , умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям.

Итак, начинаем…

2. Педагог -психолог нашего детского сада Пашке Людмила Валентиновна расскажет Вам о развитии креативности у детей . (выступление психолога)

3. Чтобы разобраться, что такое креативность предлагаю вашему вниманию презентацию на тему «Как стать креативным или педагог сам выбирает свой путь».

Если рассматривать научные труды педагогов и психологов можно увидеть небольшие различия в оценке качеств креативности , но в одном есть схожесть : креативность – это творческая компетентность педагога .

Например, В. Н. Дружинин (1999) считает, что креативность является свойством , которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия :

1. Отсутствие образца регламентированного поведения.

2. Наличие позитивного образца творческого поведения.

3. Создание условий для подражания творческому поведению.

4. Социальное подкрепление творческого поведения.

Л. Б. Ермолаева-Томина (1995, 2003) определила пять важнейших характеристик креативности :

1. Наличие интеллектуальной, творческой инициативы, способность выходить за рамки задач и требований непосредственной действительности.

2. Способность к широким обобщениям явлений, не связанных между собой наглядной, очевидной категориальной связью.

3. Беглость мышления, определяющаяся богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу даже самого незначительного стимула .

4. Гибкость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому.

5. Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

В ходе исследования дивергентного мышления Дж. Гилфорд (1965, 2006) остановился на таких параметрах креативности :

1. Беглость мысли – количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.

2. Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую.

3. Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых.

4. Любознательность – чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям.

5. Способность к разработке гипотезы. Гипотеза – это смелая идея, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Иррелевантность – то есть логическая независимость реакций от стимулов.

Рассмотрев сущность понятий «компетентность» и «креативность » , можно представить понятие «креативная компетентность » .

Под креативной компетентностью понимается «свойство личности , как явление многофакторное, объединяющее мотивационный, когнитивный, операциональный, аксиологический, рефлексивный компоненты, обуславливающие умение продуктивно решать профессиональные задачи , достигая при этом максимальной эффективности, результативности, успешности»

Креативная компетентность педагога обеспечивает эффективную педагогическую и научно-исследовательскую работу, в том числе с обучающимися, совершенствование методов обучения, накопление плодотворной научной и учебной информации, систематическое изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и поведения обучающихся.

5. Предлагаю пройти в старшую группу общеразвивающей направленности «Пчелки» , в которой посмотрим НОД направленную на развитие креативности у дошкольников «Аленький цветочек» .

6. Уважаемые коллеги, предлагаю немного отдохнуть и поучаствовать в играх-упражнениях.

1. Упражнение «Оригинальное использование»

Описание упражнения.

Данное упражнение подразумевает как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких :

Перегоревших лампочек;

Использованных жёстких дисков;

Алюминиевых банок из-под напитков;

Бутылочных пробок;

Старых газет;

Старых зубных щёток;

Старых пластинок и т. п.

Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время- 10 минут. Затем идёт представление работ.

Выигрывает группа, предложившая наибольшее количество оригинальных способов использования различных предметов .

Упражнение даёт наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость) .

Когда эта часть обсуждения завершена, целесообразно рассказать о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий.

- Беглость : число идей, выдвинутых каждым из участников;

-Оригинальность : количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах;

- Гибкость : разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи.

Обсуждение.

Участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих групп по этим параметрам.

2. Упражнение «Рифмовки»

Описание упражнения.

Участникам предлагается завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшего тренинга. Можно предложить такие фразы :

Мы встречались, мы играли, креативность развивали .

Мы на тренинг приходили, где нас с вами научили.

- Креативность - что за птица ?

Нам запомнилось так ярко.

Завершается наш тренинг.

Время для размышлений даётся исходя из расчёта 2-3 мин на фразу. Нет смысла настаивать, чтобы каждый участник обязательно предложил завершение каждой из них.

Психологический смысл упражнения.

Такое задание даёт возможность, с одной стороны, задуматься над содержанием и результатами прошедшего тренинга, а с другой стороны - выразить результаты этих раздумий в творческой форме.

Обсуждение.

Какие варианты рифмовок лучше всего запомнились, чем именно?

3. Упражнение "Одно из двух".

Описание упражнения.

Ведущий задаёт вопрос, участники отвечают по кругу (или по желанию - свободно) . При этом необходимо аргументировать свой выбор.

Например :

– Чёрное или белое?

– Чёрное, потому что эффектнее…

– День или ночь?

– Ночь, романтичнее…

Круг или зигзаг?

Прямая или поворот?

Кислое или сладкое?

Пропасть или небо?

Свобода или необходимость?

Простота или сложность?

Ум или чувство?

Теория или практика?

Можно один и тот же вопрос задать нескольким участникам.

Психологический смысл упражнения.

Если есть необходимость, обсудите пользу данного упражнения для группы. Не будет лишним, я думаю, поговорить о мышлении "от противного", привести примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем, задач "от противного".

7. А сейчас я приглашаю Вас, уважаемые коллеги, принять участие в небольших мастер-классах по развитию креативной компетентности . Мастер-классы проводят педагоги нашего ДОУ Филитова М. А. (квиллинг, Еловикова Е. Г. (цветы-казадаши, Федорова Н. Е. (оригами) . Сенаторова И. С. (нетрадиционное рисование,

8. Итоговая рефлексия "Солнце и туча".

Цель : получение обратной связи от участников занятия, подведение итогов встречи.

Материалы : нарисованные на листе ватмана солнце и туча. Можно вырезать изображения из цветной бумаги. Главное, чтобы их размер позволил вместить все листики (стикеры) с впечатлениями участников.

листочки цветной бумаги (жёлтой и голубой) или стикеры, ручки, клей.

Участникам по очереди предлагается написать положительные и отрицательные впечатления от занятия и приклеить их к солнышку и тучке соответственно.

Желающие могут познакомиться с отзывами других.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование. Кн. 2 : Пер. с англ. /Под ред. Туревича К. М., Лубовского В. И. – М.: Педагогика , 1982.

2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей /Д. Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002.

3. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности/ Д . Б. Богоявленская / Журнал практического психолога. -2007.-№3.- с. 133-148.

4. Бука Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе : Учебное пособие. – М.: Институт психотерапии, 2008

5. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л . А. Венгер. – М.: Знание, 1973.

6. Гальперин, П. Я. К психологии творческого мышления/ П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1982. - №5.

7. Готсдинер, А. Л, К проблеме многосторонних способностей/ А. Л. Готсдинер /Вопросы психологии. – 1991. - №4.

8. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

9. Дружинин, В. Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность/ В . Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1994, №4

10. Имаметдинова, Р. Я. Креативные способности детей /Р. Я. Имаметдинова //Одаренный ребенок. - 2006.№6. с. 99-101.

11. Красило, Т. А. Взаимосвязь уровня креативности и отношения к продуктам творческой деятельности/ Т. А. Красило // Психологическая наука и образование. -2005. -№3- с. 56-67.

12. Кипнис М. Ш. Тренинг креативности . – М.: Ось – 89, 2006 (третье издание) .

13. Кыштымова, И. М. Психосемиотика креативности /И . М. Кыштымова - Иркутск.: Наука, 2008.

14. Лубовский, Д. В. Диагностика креативности дошкольников/ Д . В. Лубовский //Психология обучения. 2005.- №8, с. 82-87

15. Малахова, И. А. Развитие личности : в 2 ч. / И. А. Малахова. Минск, 2002.

16. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления /Я. А. Понамарев – М.: Академия пед. наук, 1960.

17. Пономарёв, Я. А. Психология творчества : перспективы развития/ Я. А. Пономарёв // Психологический журнал. - 1994 - № 6. – С. 38-50.

18. Практический интеллект / под. ред. Р. Дж. Стернберга. - СПб.: Питер, 2002.

19. Рождественская, Н. В. Креативность : пути развития /Н. В. Рождественская - СПб.: Питер, 2006.

20. Стрейнберг, Р., Григоренко, В. Инвестиционная теория креативности //Психологический журнал. Том 19. – 1998. - №2

21. Туник, Е. Е. Диагностика творческого мышления /Е. Е. Туник - М.: Парус,2006.