Ислам статья 10 дней зуль хиджа. Достоинство первых десяти дней месяца зуль хиджа

Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных]. [Господь заложил во всем этом благо.] Это для того, чтобы вы поняли: Бог знает все то, что на небесах, и все то, что на Земле. Он обо всякой вещи сведущ.* Священный Коран, 5:97

В Священном Коране Аллах многократно обращается к «обладателям разума», чтобы люди в своих действиях руководствовались даром Божьим ‒ разумом, а не слабостями, страстями и соблазнами.

Всевышний Господь желает для Своих творений только наилучшего и поэтому, для поддержания нашего стремления вести богоугодный образ жизни, установил многочисленные «опоры» и облегчения. Одними из них являются определённые Им месяцы и дни. За совершение благого в это время Он предопределил большее вознаграждение, чем в обычные, а за совершение запретного ‒ большее наказание. Все это сделано Им для того, чтобы благое становилось для нас нормой повседневного бытия, а запретному не осталось места в нашей жизни.

Месяцы Зуль ка‘да и Зуль-хиджа относятся к такого рода священным временным промежуткам.Чем же характеризуются данные месяцы лунного календаря?

Зуль-ка‘д а (ذو الـقـعـدة ‎) ‒ от глагола «сидеть, находится на месте» . ‒ месяц стоянок.

Зуль-хиджа ‒ (ذو الحجة ‎) ‒ от глагола «совершать паломничество».

Каждый год в определенный срок Мечеть аль-Харам в Мекке (в Саудовской Аравии) собирает вокруг себя миллионы верующих мусульман, одетых в белые одеяния и совершающих молитвы вокруг этой большой мечети. Это паломничество в Мекку к Мечети аль-Харам называется

Есть периоды времени и места, которые Господь особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в надежде на получения довольства и награды Аллаха. Среди таких периодов времени, которые были выделены Всевышним Аллахом – первые десять дней месяца Зуль-хиджа

Клянусь [говорит Господь миров] рассветом (зарею)! Клянусь [первыми] десятью ночами [месяца Зуль-хиджа] ! Клянусь четным (парным) и нечетным (непарным)! Клянусь ночью, когда уходит! Есть ли в этом [среди этих клятв] клятва [заслуживающая доверия] у разумного [здравомыслящего человека, который, осознав значимость этих клятв, прислушается к тому, о чем говорится далее]?!* Священный Коран, 89:1-5

Первые десять дней месяца Зуль-хиджа велики перед Аллахом, и Всевышний больше всего любит те благодеяния, которые были совершены в них. Вот некоторые хадисы о желательных действиях верующих, совершаемых в эти дни.

Передается от Абдуллы Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Нет дней, более великих перед Аллахом чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней. Так чаще произносите в них слова тахлиля («Ля иляха илля-Ллах»), такбира («Аллаху Акбар») и тахмида («Аль-хамду ли-Ллях»).» Ахмад, (5446; 6154), Ахмад Шакир признал этот хадис достоверным, (7/44)

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала жертвоприношения. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Передается в хадисе от Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы.» хадис от Умм Саламы, св. хадисов Муслима (1977)

Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).

Если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости.

Имам Аль-Бухари (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Ибн Умар и Абу Хурейра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней Зуль-хиджи и произносили такбир (“Аллаху акбар”) и люди повторяли за ними. Мухаммад ибн Али (да будет доволен им Аллах) произносил такбир после добровольных намазов.» Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 969.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные ‒ за ночь до праздника Разговения () и праздника жертвоприношения (); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (); ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек:

«Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи.» хадис от Абу Хурайры, св. хадисов Ахмада, Муслима и др.

«Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи. Выполняйте молитву ночи! Воистину, это ‒ признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений.» Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558

Количество ракяатов этой молитвы ‒ от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время «Тахаджуда» (Тахаджуд (араб.) ‒ дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна ‒ наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. [См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149.]

Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». [См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.]

Благодеяния в эти дни считаются лучшими, чем джихад на пути Аллаха, как об этом передаётся в хадисе со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):

«Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершённые в другие дни». Тогда люди спросили: «О посланник Аллаха, даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха, за исключением того человека, который, выйдя на пути Аллаха, пожертвовал самим собой и своим имуществом».» Хадис от Ибн Аббаса, Св. хадисов Аль-Бухари, (969), Ат-Тирмизи, (757)

Известно так же высказывание самого Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) ‒ крупнейшего ученого из числа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , который сказал: «Благой поступок придает лицу сияние, сердцу-свет, телу-силы, мирскому уделу-изобилие, и в сердца людей он вселяет любовь и уважение. Прегрешение же оставляет черноту на лице, мрак в сердце, слабость в теле, недостаток в мирском уделе и неприязнь в сердцах людей»

Также в числе наилучших дел – соблюдение поста в течение девяти дней (или некоторых из этих девяти дней). Вот несколько хадисов о посте в эти благословенные дни:

«Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) постился девять дней Зуль-хиджи.» Ан-Насаи, смотри «Сахих ан-Насаи», Аль-Албани, (2/508)

«Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и следующего…» Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312,хадис №5055 «сахих»

Пост в день ‘Арафа является желательным в отношение тех, кто не совершает хадж, что же касается паломника, то он не постится в этот день, дабы были у него силы для ду’а (мольбы) и поминания Аллаха, тем самым следуя за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так как он не постился на ‘Арафа и текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности.

Что касается достоинства дня ‘Арафа, то по этому поводу передается хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал

«Нет дня, в котором Аллах больше всего освобождал бы своего раба от огня, чем в день ‘Арафа. Поистине, Аллах (Свят Он и Велик) приближается (к Своим рабам), а затем гордится ими перед ангелами. И спрашивает: “Чего они хотят?”. хадис от Айши, св. хадисов Муслима (3354).

Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал также:

«Лучшей ду’а (мольбой) является та, которая была совершена в день ‘Арафа.» св. хадисов Ат-Тирмизи (3585).

Человек верующий, без сомнений, понимает, что такого рода хадисы не означают, что грехи можно совершать на протяжении многих лет, а затем их достаточно искупить одним днем поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее воздаваемо, более того ‒ выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

Имам ан-Навави, комментируя эти хадисы, сказал:

«В первую очередь, данный пост компенсирует незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то является причиной искупления больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то способствует повышению степени праведности человека пред Богом»

Десятый день месяца Зуль-хиджа ‒ день праздника жертвоприношения Ид ‘уль Адха или Курбан-байрам.

В этот день соблюдение поста запрещено (харам)

После Фаджр-намаза (утренней молитвы) в день ‘Арафа начинается «такбир», произносимый после намазов в праздник жертвоприношения и так до двадцать третьей молитвы, и заканчивается после ‘Аср-намаза (послеполуденной молитвы) четвёртого праздничного дня. Об этом приводится в достоверных преданиях от Али (праведного халифа), Ибн Аббаса, Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах), что они произносили такбир, начиная после Фаджр-намаза в день ‘Арафа, и заканчивая после ‘Аср-намаза (послеполуденной молитвы) четвёртого праздничного дня.

Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам Наиболее распространенной является следующая форма восхваления Всевышнего:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

Перевод :

«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление»

Воспользуемся же этими великими днями до их истечения! Многие люди лишаются тех благ, которые предоставлены Всевышним в эти дни, а время, при этом, безвозвратно уходит. Не идите на поводу у сатаны, лишая себя награды и оказываясь в убытке.

Когда начинается месяц Зуль -хиджа 2019 году?

Зуль-хиджа - последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2019 году начинается 1 августа, после захода солнца. После месяца Зуль-хиджа наступит новый месяц - Мухаррам, который станет началом 1441 года по календарю хиджры.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Просим помощи и прощения только у Аллаха. Просим у него уберечь нас от грязных помыслов и греховных деяний. Кого Аллах наставил на истинный путь, того никто с него не собьет, кого он заблудил, никто не наставит на правильную дорогу.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и нет достойного поклонения никому кроме него, он один и нет у него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммед (да благословит и приветствует его Аллах) раб его и посланник.

О, верующие! Бойтесь Аллаха должным образом, и умирайте, не иначе как будучи мусульманами. (Семейство Имрана-102.)

-О люди! Бойтесь Вашего господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин женщин, произошедших из них обоих. Бойтесь Аллаха именем, которого вы просите, друг друга и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину Аллах наблюдает за вами .Женщины-1)

-О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха. (Союзники-70-71.)

по истине самые хорошие слова, слова Аллаха и самый хороший путь, путь Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), и самое плохое, что есть это нововведения и каждое нововведение-это бидаа, а каждое бидаа – заблуждение, а каждое заблуждение ведет в ад. (Передал Муслим, 3242).

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными.

О, мусульмане! Бойтесь Аллаха, изучайте свою религию, будьте в числе понимающих её. Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: «Того, кому Аллах желает блага, Он делает разбирающимся в религии». аль-Бухари 71, Муслим 1037.

Помните Ислам религия, основанная на знании, и является источником добра и справедливости во всех отношениях.

Ислам пришел всему человечеству только в качестве Милости от Аллаха, Творца небес и земли, которого ни кто не может отрицать, со всеми правилами от Него.

О, мусульмане! Как вы знаете, скоро начинается сезон хаджа, к нам приближается месяц зуль-хиджа и великий праздник курбана. Сегодня двадцать четвертое зуль-каида. Через пять, шесть дней начинается месяц зуль-хиджжа,

О, рабы Аллаха! что бы сделать причиной приумножения благих дел своего раба, Аллах из великой мудрости в течении года выделил определенные дни и месяцы среди других дней и месяцев,.

О, рабы Аллаха! мы с вами с позволения Аллаха встречаем первые десять дней месяца зул-хиджы. Эти дни являются лучшими днями года у Аллаха, как об этом сообщил пророк (да благословит и приветствует его Аллах) в хадисе, что самыми любимыми для Аллаха являются праведные деяния совершенные в эти дни. Спросили, даже лучше чем сражение на пути Аллаха, он сказал: даже чем сражение на пути Аллаха.

“…Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!”(аль-Фаджр:1,2)

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах). и другие сказали что это т.е. слова Аллаха “Клянусь десятью ночами” сказано по поводу первых десяти дней зул-хиджы.

Если говорить о деяниях этих десяти дней, первое- это хадж который совершается в эти дни. Об этом мы с вами говорили подробно на прошедших хутбах.

Только хотел добавить к теме хаджа, вот что, из мудрости и пользы хаджа это то, что хадж напоминает человеку о вечной жизни. Тот, кто совершает хадж, тот, покидает свою родину и уезжает в незнакомое место, также человек, когда умирает, покидает этот мир, с умершего человека снимают привычную ему одежду и заворачивают в са ван, также и в хадже, мы снимаем ту повседневную привычную одежду и одеваем другую одежду, умершего купают, прежде чем завернуть в кафан, также хаджи купается прежде чем одеться в эту одежду, хаджи выстаивает на Арафате, также умерший станет в судный день там, где все встанут перед своим Господом

يَوْمَ يَقُومُ ٱلنَّاسُ لِرَبّ ٱلْعَـٰلَمِينَ [المطففين:6]،

“в тот день, когда люди предстанут перед Господо м миров?” (аль-Мутаффифин:6)

Дорогой брат! Если ты не совершаешь хадж, это не значит что, эти дни должны пройти мимо тебя. Эти дни особые, это благодатный сезон и ценное время. Каждый разумный человек, знает, что это время наступает не каждый день, сезон это возможность приумно жить доходы, какой торговец, добровольно закроет свой магазин во время сезона, например человек, торгующий канцелярскими товарами может закрыть свой магазин накануне открытия школьного года? Если он закроется, можно назвать его торговцам? Таким же образом можно привести множество примеров.

Если мы ради этого мира оказываем такое усердие, богатства которого все равно оставим здесь, а как же мы должны поступать ради вечной жизни. На самом деле мы поступаем на оборот, значит, мы не очень то верим в последнюю жизнь, в противном случаи мы бы старались намного усерднее, чем для этой жизни. Разве, может, кто то построить свой дом на земле, которая ему не принадлежит? Если мы для этот мир такое усердие оказываем которого все равно оставим здесь, а для вечной жизни как мы должны быть?

يَوْمَ تَأْتِى كُلُّ نَفْسٍ تُجَـٰدِلُ عَن نَّفْسِهَا وَتُوَفَّىٰ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ [النحل:111]،

“В тот день каждый человек придет и будет препираться за себя. Каждому человеку сполна воздастся за то, что он совершил, и с ними не поступят несправедливо.”(ан-Нахль:111)

يَوْمَ تَجِدُ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ مِنْ خَيْرٍ مُّحْضَرًا [آل عمران:30]،

“В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и между ее злодеяниями было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам.”(сура али-Имран:30)

يَوْمَ يَنظُرُ ٱلْمَرْء مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ [النبأ:40]،

“В тот день человек увидит, что уготовили его руки, а неверующий скажет: “Эх, если бы я был прахом!”(сура ан-Наба:40)

Что может для верующего человека полезнее, чем этот аят, в котором верующий наставлял свой народ, народ фараона.

: يٰقَوْمِ إِنَّمَا هَـٰذِهِ ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا مَتَـٰعٌ وَإِنَّ ٱلاْخِرَةَ هِىَ دَارُ ٱلْقَـرَارِ مَنْ عَمِـلَ سَـيّئَةً فَلاَ يُجْزَىٰ إِلاَّ مِثْلَهَا وَمَنْ عَمِـلَ صَـٰلِحاً مّن ذَكَـرٍ أَوْ أُنْثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُوْلَـئِكَ يَدْخُلُونَ ٱلْجَنَّةَ يُرْزَقُونَ فِيهَا بِغَيْرِ حِسَابٍ [غافر:39، 40].

О мой народ! Мирская жизнь - не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью пребывания.Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета.(сура Гафир:39-40)

Приветствуй тех, кто использует эти дни полезно праведно, совершая благие дела, зикры, дуа, пост и много другое. Во всех этих делах следует состязаться.

إِنَّ ٱلأَبْرَارَ لَفِى نَعِيمٍ عَلَى ٱلأَرَائِكِ يَنظُرُونَ تَعْرِفُ فِى وُجُوهِهِمْ نَضْرَةَ ٱلنَّعِيمِ يُسْقَوْنَ مِن رَّحِيقٍ مَّخْتُومٍ خِتَـٰمُهُ مِسْكٌ وَفِى ذَلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ ٱلْمُتَنَـٰفِسُونَ [المطففين:22-28].

Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать райские блага . На их ли цах ты увидишь блеск благоденствия. Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса). Пусть же ради этого состязаются состязающиеся! Оно смешано с напитком из Таснима - источника, из которого пьют приближенные. (сура аль-Мутаффифин:22-26)

О, рабы Аллаха! вот к нам приходит очередной сезон благих деяний после рамадана, если мы верим в Аллаха и в судный день и хотим быть из числа преуспевших в этой жизни и в следующей жизни, то нам необходимо состязаться в благих делах в эти дни.

Аллах Свят он и Велик сказал:

“Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!” (аль-Фаджр:1-2)

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах. и другие сказали что это т.е. слова Аллаха Клянусь десятью ночами сказано по поводу первых десяти дней зуль-хиджы.

Все эти слова указывают на обособленность этих дней, которые уже наступят совсем скоро. Поскольку они особые, значит, существуют особые виды деяний в эти дни. Прежде всего, мы должны бросать все греховные деяния, и делать тауба

وتوبوا الى الله جميعا ايها المؤمنون لعلكم تفلحون

“…О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете. “(ан-Нур:31)

А какие виды поклонений мы должны совершать в эти дни? Давайте перечислим их, на первом месте упоминание имени Аллаха т.е. совершение зикра, в виде Аллаху Акбар кабира,ва алхамдулиллахи касира, ва субханаллахи букратан ва асила. Ла иллаха иллаллах.

: وَيَذْكُرُواْ ٱسْمَ ٱللَّهِ فِى أَيَّامٍ مَّعْلُومَـٰتٍ [الحج:28]،

“Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни”(аль-Хаджж:28)

ученные сказали, что под установленными днями имеется в виду первые десять дней зуль-хиджы. Ибну Омар (р.а.) повсюду даже на рынках, на улицах говорил слова такбира громко, добавлял к ним слова похвалы , благословения и благодарения.

وَلِتُكَبّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ [البقرة:185]،

“Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь.”(аль-Бакара:185)

В эти дни одобряемым является пост, предпочтительно больше читать Коран, по больше раздавать милостыню, по этому пусть не проходят эти дни просто мимо Вас. Ведь праведные деяния в эти дни считаются самыми любимыми деяниями для Аллаха, чем в другие дни, даже праведники сказали, что, эти дни превосходят даже последние десять дней рамадана, по этому приложи максимум усилий, пусть эти дни не проходят в пустую мимо тебя.

О, мусульмане! В эти дни вобрали в себя все главные, основные деяния такие как намаз, пост, хадж, садака т.е. раздача милостыни. А среди этих дней есть свои особые дни- это день Арафа и день жертвоприношения. Этот день т.е. день арафа является одним из великих дней всего года. В этот день мусульмане находясь в хадже выполняют один из важнейших столпов хаджа это стояние на горе Арафат. Пророк с.а.в велел тем кто не в хадже поститься в этот день. Сказал, что пост в этот день смывает грехи прошлого и оставшегося года.

Видите как ислам заботится о нас, тем кто в хадже запрещено поститься, что бы они находясь там, могли вынести трудности хаджа, могли как следует делать зикр и дуа. Когда пророк (да благословит и приветствует его Аллах) был на Арафате он не постился, люди думали что он скрывает свой пост, тогда ему принесла Уммул-Фадл чашу с молоком, он выпил перед всеми, что бы не у кого не оставалось сомнения, что пророк не постится в этот день.

День Арафат является лучшим днем среди всех дней.

يقول فيه : ((خيرُ الدعاء دعاءُ يوم عرفَة، وخير ما قلتُ أنا والنبيّون قبلي يوم عرفة: لا إلهَ إلاّ الله وحدَه لا شريك له، له الملك وله الحمد، وهو على كل شيء قدير)).

Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: самая лучшая дуа т.е. мольба- совершённая дуа в день арафа, и самое лучшее, что сказал я и другие пророки до меня в день арафа- это слова нет достойного поклонения никому кроме Аллаха, он один и нет у него сотоварища, ему принадлежит власть и похвалы и он способен на всё.

И ты не смотря на то, что не совершаешь хадж также приближайся к Аллаху делая в течении всего этого дня много дуа и зикры, которые установлены в суннате пророка (да благословит и приветствует его Аллах) и повторяй эти слова, которые он говорил, по чаще. Особенно перед Магрибом, может Аллах простит тебя и нас и заведет в свою милость и в рай.

День арафа совпал в нашем календаре с пятым число м следующего месяца т.е. пятая ноября.

О, мусульмане! Следующий день после дня на Арафате- это день жертвоприношения, помни, этот день курбана, является сунной пророка Ибрагима (мир ему) и сунна пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), это древнейший вид поклонения через которые люди приближаются к своему Господу.

Часто в этом виде поклонения люди до нас и сейчас допускают ошибки, приносят жертву наряду с Аллахом различным идолам-истуканам, богам, деревьям, могилам, колдунам, на свадьбах перед невестой и так далее и тому подобное множество примеров, распространено ошибочное вероубеждение, якобы, совершая ритуалы паломничества в не установленных Аллахом местах, они совершают хадж, тем более не так далеко и затрат меньше, а по сути их действия являются большим ширком.

Они т.е. совершающие паломничество в не установленных Аллахом местах, думают что эти места являются святынями Аллаха, как мы знаем и как об этом говорили на прошлых хутбах святыни Аллаха являются те места которых Аллах и Его посланник назвал святыми, а не те места которых люди сами придумали. По этой причиной же совершать паломничества к таким местам является харамом и приобщением Аллаху сотоварищей. Ведь мы должны верить и признать единство Аллаха в Его Господстве т.е. Он единый Творец, Кормилец, Властелин и Управляет всеми творениями Сам Один без сотоварищей, в этом нет у Него сотоварища, который бы участвовал во всех этих делах.

Также мы должны верить и признать Его Единство в Его Божественности т.е. мы должны поклоняться Ему одному без сотоварищей в рамках Его установлений.

Некоторые думают что, поклонение это намаз, закят, пост хадж и зикры, да именно так, они являются основными видами поклонений, но кроме них есть такие поклонения как дуа, мольба которую должны делать только Аллаху, просить помощи тоже является поклонением, также упование, страх, боязнь, любовь, назр и жертвоприношение. Каждому из этих поклонений Аллах Милостив и Милосердный установил свои правила и все они должны быть посвящены только Ему Свят Он и Велик.

Разве можно имея такое вера убеждение превозносить, признавать святыни, которые Аллах Свят Он и Велик не утвердил как святыни мусульман?

О, мусульмане! Как вы знаете десятое число месяца зулхиджа день курбана, этот день мы приносим жертву согласно шариату.

: فَصَلّ لِرَبّكَ وَٱنْحَرْ [الكوثر:2]،

“Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.”(аль-Каусар:2)

Этот день является днем поклонения Аллаху и днем урока таухида т.е. этот день все люди признают единство Аллаха, в том, что все приносимые же ртвы принадлежать только Ему Свят Он и Велик.

Об этом иншшАллах мы подробно поговорим на следующих хутбах, только хотел напомнить, что тому, кто намерен принести жертву т.е. резать курбан, с наступлением месяца зуль-хиджа нельзя подстригать ногтей, укорачивать или если по другому говорить убирать что либо из волос.

لقوله : ((إذا دخل شهر ذي الحجة وأراد أحدكم أن يضحي فلا يأخذ من شعره ولا من ظفره ولا من بشرته شيئاً)) مسلم،

В хадисе который находится в сборнике Имам Муслим пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: “когда наступает зул-хиджа и кто из вас хочет принести жертву пусть не убирает из волос и кожи что либо и пусть не подстригает ногтей.”(Муслим 1977)

Это дело относится только к тому, кто будет делать курбан, а от того, за кого режут ему этого не требуется.

О, Аллах просим у тебя милости, просим у тебя совершения нами благих дел и оставления плохих дел и любви к бедным,

О, Аллах облегчи нашим хаджиям совершение хаджа и помоги им.

، فاللهم لا تحرمنا فضلك ولا تؤاخذنا بذنوبنا وخطيئاتنا، واجعلنا من عبادك الأوابين المنيبين المسابقين إلى الجنات ورفيع الدرجات إنك على كل شيء قدير وبالإجابة جدير.

بارك الله لي ولكم في القرآن العظيم، ونفعني وإياكم بما فيه من الآيات والذكر الحكيم، أقول قولي هذا، وأستغفر الله العظيم الجليل لي ولكم ولسائر المسلمين من كل ذنب، فاستغفروه وتوبوا إليه، إنه هو الغفور الرحيم.

Да благословит Аллах Кораном меня и вас, пусть даст нам пользу от аятов и упоминаний в Коране. Прошу прощения у Аллаха себе и вам и остальным мусульманам от всех грехов. И вы покайтесь и просите у него прощения, ведь он прощающий, милосердный.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Пятничная хутба г. Москва. Материал подготовлен редакцией сайта

В календаре Хиджра 12 месяцев, 4 из которых запретные. Так повелел Аллах при сотворении мира. К ним относится месяц зуль-хиджа, священный и благодатный для всех мусульман. Особенно значимы первые 10 дней, позволяющие увеличить благие деяния и заслужить отпущение грехов, допущенных по незнанию или другим причинам. Используйте предоставленное время с максимальной выгодой для себя и Всевышнего.

О важности десяти дней и ночей

Зуль-хиджа переводится с арабского, как месяц хаджа. Именно в это время паломники со всего мира отправляются в Мекку – главную святыню мусульман. На начало месяца выпадает два важных события – день Арафа и Курбан-байрам.

Значимость первых 10 дней подчеркнул в Коране сам Аллах, поклявшись ими. Время считается более благодатным, чем последние 10 суток Рамадана, за исключением ночи предопределения. Поклонение Аллаху в эти дни важнее джихада. Преуспевшие в служении приближаются к Богу.

Самые значимые особенности

Пророк Мухаммед назвал эти дни лучшими на свете. Он побудил совершать благие деяния во имя Аллаха и подтвердил, что значимость их увеличивается многократно:

  • пост в каждый из дней приравнивается к году;
  • поклонение не менее значимо, чем в ночь предопределения;
  • за одну ночь поклонения дается в 700 раз больше савабов;
  • ценность 10 дней зуль-хиджа равна 1000 других дней;
  • день Арафа превосходит 10000 дней.

Желательно соблюдать пост с 1 по 8 зуль-хиджа. На 9 число выпадает день Арафа. Это время обязательного строгого поста, который искупает грехи прошедшего и будущего года.

За ним следует Курбан-байрам – заклание жертвенных животных. В 10 день зуль-хиджа не разрешается поститься никому. Мясо необходимо раздать нуждающимся, остаток употребить в пищу, приготовив обильное угощение для родных и близких.

С чем встретить благословенное время

Аллах ценит праведные дела, но более всего любит их в эти благословенные дни. То, что творится без души, механически не принесет радости Всевышнему. К благим деяниям необходимо подготовиться внутренне. Три отправные точки послужат ориентиром.

  1. Покаяние – глубокое, искреннее раскаяние в собственных грехах и ошибках освобождает душу от тяжелого груза и гнетущих переживаний, позволяет вернуться к Богу и служить ему с чистыми помыслами.
  2. Твердое намерение использовать дни с максимальной пользой для себя и во имя Аллаха. Обязанность всякого мусульманина – стремиться украсить это время праведными поступками и мыслями. Искренне вознамерившимся воздастся и Аллах обеспечит легкий путь к добродетели.
  3. Отдаление от греховных деяний и помыслов. Аллах правдив и милостив. Он дарует прощение, позволяет приблизиться к себе и избежать адского огня всем, стремящимся уйти от грехопадения не только в особые дни зуль-хиджа, но во все остальные.

Для достижения этих целей необходимо приложить те усилия, на которые человек способен в данный момент. Что именно предпринять – зависит от ситуации.

Обязательные и желательные действия

В первые дни зуль-хиджа Всевышний дает своим рабам шанс обрести вознаграждение недоступное в другое время. Взамен требуется четкое следование правилам и соблюдение законов Шариата.

При имеющейся возможности желательно совершить хадж или . Паломничество считается священной обязанностью каждого мусульманина. Умра избавляет от накопившихся грехов, за хадж без показухи и стремления выделиться воздается раем.

Пост – лучшее подтверждение любви к Аллаху. Всевышний считал, что все деяния человек совершает ради себя и лишь это – для него. Особенно важен пост в день Арафа – дает искупление от грехов за два года.

Пророк сказал, что милостыня не убавляет имущества. Щедрость подаяний в дни зуль-хиджа не должна быть целью. Важно, как человек жертвует – от души делится куском хлеба или небрежно бросает нищему монету из тугого кошелька.

В целом к благим деяниям относятся чтение и толкование Корана, проявление уважения к родителям и старшим по возрасту, примирение в ссорах, укрепление родственных связей, воздержание от сквернословия и дурных мыслей, помощь и молитвы.

Десять практических шагов

Совершая или умру, вы просто следуете заведенному порядку, выполняя обряды в строгой последовательности. Если паломничество по каким-либо причинам откладывается, можно провести 10 дней зуль-хиджа в обычной обстановке, изменив привычный ход событий.

Всего 10 конкретных шагов позволят приблизиться к Аллаху и в полной мере ощутить благодать первых 10 дней месяца зуль-хиджа.

  1. Познавать Коран, от 1 до 3 джузов ежедневно. При должном усердии есть возможность прочесть Книгу Аллаха полностью.
  2. Задолго перед намазом приходить в мечеть, посвящать время молитвам и многократному прославлению Всевышнего.
  3. С особой тщательностью совершать дополнительные намазы, кроме обязательных пяти ежедневных.
  4. Выделить три периода для поминания Аллаха. Желательно – перед рассветом до намаза Фаджр, после Фаджра, между послеполуденным намазом Аср и вечерним Магриб.
  5. Напоминать близким, друзьям, коллегам, соседям, семье о важности благих мыслей, намерений, дел именно в эти дни.
  6. Соблюдать пост с 1 по 9 зуль-хиджа, особенно важно следовать этой традиции в день Арафа.
  7. Использовать способность говорить во благо – для призывов к добру, примирения. Не допускать грубости, лжи, оскорблений, ругани.
  8. Организовать ифтар по завершении поста. Полноценный обед или ужин не требуется, достаточно простого угощения.
  9. Раздавать милостыню, желательно в каждый из 10 дней.
  10. Не скупиться на благие дела – посещать больных, помогать нуждающимся, просто улыбаться.

Совершить Курбан – желательное действие. Для семьи достаточно одного животного. Перед этим следует воздержаться от стрижки волос и ногтей с начала месяца зуль-хиджа.

И пусть великий Аллах позволит каждому ощутить и использовать ценность благословенных дней!

Зуль-хиджа месяц жертвоприношения. Особенную ценность имеют поклонения совершенные в первые десять дней этого месяца. Вот что сказано об этом в хадиси шарифах:

«Пост в первые дни месяца зуль-хиджа, приравнивается к одному году поста, одна ночь поклонений, приравнивается к поклонениям совершенным в ночь предопределения.» от Ибни Маджа

«За каждое из совершенных поклонении в первые 10 ночей Зуль-хиджы, сауабов дается в 700 раз больше.» Байхаки

«Мусульманина который постился и не произнес ничего ведущего к греху, в день Тарвия (День перед днем Арафа), Аллаху тааля отправит в Рай.» Рамуз.

«За каждый день поста в первые 9 дней Зуль-хиджы, мусульманин будет удостоен благостей как за освобождение 100 рабов имея богатство добытое дозволенным путем, или же вознаграждения дающееся человеку который пожертвовал 100 коней людям идущим на пути Аллаха, или же равное 100 верблюдам которое приносится в жертву в Каабе.» Рияд-ун Насихин

«Ценность первых 10 дней месяца Зуль-хиджа, равна 1000 дням в другие дни, дня Арафа, равен 10 000 дням.» Байхаки

«Нет перед Аллахом более благого дела чем поклонения совершенные в первые 10 дней Зуль-хиджы. В эти дни повторяйте многократно тасбих «Субханаллах», тахмид «Альхамдулиллях», тахлиль «Ля иляха иляллах», и такбир «Аллаху акбар».» Табарани

Сахабы обратились к пророку «О посланник Аллаха! Поклонения совершенные в первые дни этого месяца, ценнее совершения джихада?». Пророк ответил «Да, лучше чем совершение джихада. Но джихад человека который пожертвовал для этого своей душой и своим имуществом, очень ценен.» Бухари

Абу Дарда сказал:

Нужно постится в первые десять дней этого месяца, раздавать много милостыни, совершать много дуа и делать истигфар! Потому что пророк (саллалаху алейхи уассаллям) сказал: «Несчастен человек который не воспользовался благостями этих десяти дней.» Ожидают много благостей того кто постился первые 9 дней этого месяца, увеличится его богатство, его дети будут защищены от напастей, будут прощены его грехи, за совершенные дела получит многократное вознаграждение, смерть его будет легкой, его могила будет наполнена светом. В Раю его ждет высокое положение. Шира.

Является сунной подстригать ногти и волосы каждую неделю. Досточтимый Ибни Абидин сказал: «В первые 10 дней Зиль-хиджы, нужно отложить эту сунну. Хадис «Кто собирается резать курбан, пусть по приходу месяца Зиль-хаджа не постригает волосы и ногти.» не является приказом. Является мустахабом перенести их до совершения обряда жертвоприношения». Тому, кто собирается принести жертву, становится мустахабом не постригать волосы, бороду, усы и ногти до первого дня Курбана, но это не уаджиб. Если он и подстрижется, то нет в этом греха и благости за Курбан не уменьшатся.

«Поистине, число месяцев у Аллаха (Бога, Господа) - двенадцать, в Его Книге (Законе) [в этом мироздании Он сделал их именно двенадцать]. И это с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Из них - четыре запретных (священных)» (см. Св. Коран, 9:36).

В Исламе есть четыре священных месяца по лунному календарю - Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб. Двенадцатый месяц календаря - Зуль-хиджа. В этом месяце особо значимы для верующего первые десять дней (десять ночей) и среди них 9-й день - день ‘Арафа, за которым следует праздник жертвоприношения - ‘Идуль-адха, или Курбан-байрам. В первые десять дней Зуль-хиджа мусульмане со всего мира устремляются к Священной Каабе, чтобы совершить хадж (паломничество).

В Коране сказано:

«Все эти [ритуалы хаджа] для того, чтобы (1) получили они [люди, совершающие паломничество] с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые дела, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Аллаха (Бога, Господа) в известные дни [под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама], (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих» (Св. Коран, 22:28).

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: за ночь до праздника Курбан-байрам (то есть в ночь с 9-го на 10-е месяца Зуль-хиджа) и десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа). «Клянусь рассветом (зарею)! Клянусь [первыми] десятью ночами [месяца Зуль-хиджа] !» (Св. Коран, 89:1, 2), - говорит Господь миров в Коране, подчеркивая особенность этих ночей.

Дополнительный пост в Зуль-хиджа

В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) . Можно поститься и все первые девять дней месяца Зуль-хиджа , но соблюдение поста в эти дни возможно в качестве дополнительной формы поклонения Творцу (как одно из дополнительных добрых дел), канонической необходимости в этом нет . Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша сказала: «Я никогда не видела, чтобы пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постился первые дни (первые десять дней) месяца Зуль-хиджа [перед Курбан-байрамом]» .

«Самые любимые Богом благодеяния...»

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самые любимые Богом благодеяния - это те, что совершаются людьми в первые десять дней месяца Зуль-хиджа». У Него спросили: «[Они более любимы Богом и вознаграждаемы, чем] даже когда человек самоотверженно усердствует на Божьем пути (рискует собственной жизнью во благо и процветание других) [например, защищая свою Родину от иноземных вероломных захватчиков]?!» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Да, более любимо, чем это. За исключением случая, когда человек выходит на Божьем пути [например, защищать Родину или приобретать знания на чужбине либо помогать тем, кто нуждается в его профессиональной помощи где-то далеко от родных земель] и в итоге отдает всего себя, а также тратит все свое богатство на благо и процветание других, все без остатка» .

Пост в день ‘Арафа

«Пост в день ‘Арафа [в 9-й день месяца Зуль-хиджа] способствует прощению грехов за два года, прошедший и будущий» , - сказал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). То есть воздаяние от Бога за него столь значимо, что может искупить прегрешения двух лет, явится причиной искупления и Божьего прощения. Имам ан-Навави комментировал: «В первую очередь компенсируются малые прегрешения. Если таковых нет, тогда - большие грехи. Если и их нет, тогда человек будет поднят на более высокие уровни (праведности и благочестия пред Богом, а после Судного Дня - на более высокие уровни в Раю)» . Но для совершающих хадж (паломничество) соблюдение поста в день ‘Арафа крайне нежелательно. В хадисе упомянут даже запрет для совершающих хадж: «Пророк запретил соблюдение поста в день ‘Арафа для стоящих на ‘Арафате» . Все же, учитывая ряд аспектов, богословы говорят о нежелательности (макрух) .

«Нет дня, сравнимого с днем ‘Арафа по количеству людей, освобождаемых Богом от адского наказания» , - как гласит хадис Пророка. Если и есть для кого вероятность за слова, дела или поступки оказаться, пусть даже на некоторое время, в Аду, молитвы и благодеяния, совершаемые человеком в день ‘Арафа, во взаимосвязи со знанием Бога о том, что человек и дальше до конца жизни будет следовать пути веры и благочестия, могут явить Божьей милостью чудесный результат - человек окончательно и бесповоротно будет вычеркнут из списка тех, кто может оказаться в Аду! Милость Творца безгранична, но от нас требуется ежедневная самоотдача и самодисциплина в благом и праведном, на пользу себе, близким и людям вообще.

Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления:

Транслитерация:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ

Перевод:

«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление» .

В Коране говорится:

«Упоминайте Аллаха (Бога, Господа) в определенные (установленные) дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа . Уделите данному деянию (восхвалению Творца после обязательных молитв-намазов, да и не только) особое внимание]» (см. Св. Коран, 2:203) .

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» . Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).

Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости .

См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 593; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 635.

Далее будет приведет достоверный хадис, в котором сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих».

Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности (макрух). См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

Десятый день месяца Зуль-хиджа - Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 255, пояснение к теме № 496.

Фактически имеются в виду девять дней. Девятый - день ‘Арафа, о важности поста в который есть достоверный хадис. Десятый - Курбан-байрам. Праздник Курбан-байрам, согласно канонам, длится четыре дня, и во все эти дни соблюдение поста запрещено.

Хадис от ‘Аиши; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 144, хадис № 756, «сахих».

Хадис, в котором сказано, что пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) всегда постился первые десять дней месяца Зуль-хиджа, не является достоверным. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 261, хадис № 2416, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 254, хадис № 1700 и пояснение к нему.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 144, хадис № 757, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 2. С. 30, хадис № 324, «сахих».

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 188, хадисы № 1730 и 1731, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 316, хадис № 5118, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, хадис № 1/1251; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525 и пояснение к нему.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 255.

Также см.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, пояснение к хадису № 1/1251.

См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 188, хадис № 1732, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526.

Степень достоверности данного хадиса низкая, но точно и достоверно известно из Сунны Пророка, что сам посланник Божий не соблюдал пост в день ‘Арафа во время совершения паломничества, причем демонстративно пил молоко. Во время соблюдения хаджа в день ‘Арафа не постились и праведные халифы - Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, пояснение к хадису № 526.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1641, 1642; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, пояснение к хадису № 1/1251; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 533, хадис № 436–(1348).

См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 389, 390.

См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 183 (мнение Ибн ‘Аббаса).

Богословские подробности по данному аяту см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 183; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 578, 584, 585.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 818, 819, хадис 39–(1977); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2704; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 119, хадис № 2090 и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 905.

См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 396.